РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: А.Ш. Тхостов ТАСС Ю.П.Зинченко

Стресс в эпоху неопределенности

Президент Российской академии образования академик РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества Юрий Петрович Зинченко принял участие в работе круглого стола ТАСС в онлайн-формате, посвященного проблеме стрессоустойчивости в современном обществе и способам контроля стресса во время пандемии COVID-19. Также в мероприятии приняли участие заведующий кафедрой нейро- и патопсихолгии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Шамилевич Тхостов, психологи, представители средств массовой информации и общественных организаций.

В ходе обсуждения участники говорили о влиянии самоизоляции и карантинных мер на психологическое состояние населения, трансформации традиционного образовательного процесса, профилактике стресса и развитии навыков саморегуляции в условиях ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой в мире.

Отвечая на вопросы представителей средств массовой информации, Юрий Петрович Зинченко отметил, что в современном мире стресс стал привычной формой, далеко не всегда требующей специальной адресной профессиональной помощи со стороны специалистов.

«В мегаполисах и при том ритме, в котором все мы живем, стресс может выступать естественной ситуацией развития, если соблюдать меры профилактики и не забывать о саморегуляции и прикладных методиках совладения с негативными ситуациями. Важно подчеркнуть, что не следует путать саморегуляцию с самолечением. К сожалению, в условиях пандемии люди, представляющиеся в сети профессиональными психологами, пользуясь доверчивостью населения и существующей неопределенностью активно советовали, что делать в условиях распространения COVID-19. Это еще раз подчеркивает необходимость профессиональной аккредитации психологов в России и их законодательного регулирования на федеральном уровне», – подчеркнул Юрий Петрович.

Александр Шамилевич Тхостов рассказал о важности саморегуляции в условиях экспансии вируса, отметив, что соблюдение превентивных мер в самоизоляции позволит предотвратить тяжелые сценарии развития и поможет восстановить позитивный психоэмоциальный фон. По словам Александра Шамилевича, совместными усилиями психологов и представителей средств массовой информации необходимо популяризировать рекомендации профессиональных специалистов в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

«Существует огромное количество способов преодолеть стресс в сложных условиях неопределенности. Они не сложные и не требуют особых усилий для выполнения. Например, распорядок и планирование собственного дня – одни из самых нехитрых способов помочь себе избавится от возникшей тревожности на фоне просмотра новостей», – считает А.Ш. Тхостов.

Юрий Петрович Зинченко акцентировал внимание на том, что пандемия оказала влияние на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на образовательный процесс. По словам ученого, сфера образования продолжит трансформироваться.

«Пандемия лишь усилила тот вектор развития, согласно которому мы двигались. Сегодня сфера образования, как институт, которому присущ консервативный подход, находится в стадии осмысления. Мы все еще живем не в цифровом мире, а в цифровых джунглях, перенося традиционную форму обучения в онлайн, поэтому потребуется некоторое время для того, чтобы дистанционное обучение стало эффективнее, а занятия проводились с учетом новых психологических и технологических компетенций», – считает Ю.П. Зинченко.

Подробнее в трансляции ТАСС