РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Специалисты объединились в деле реабилитации и защиты интересов детей-инвалидов, находящихся в домах-интернатах

3Медики, психологи и педагоги обсудили актуальные проблемы реабилитации детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты 10 декабря, в ходе встречи, организованной Российской академией образования. Участие в работе круглого стола также приняли специалисты социальной сферы, представители общественных благотворительных организаций и родители детей-инвалидов.

С приветствием в адрес участников мероприятия обратился президент Российской академии образования академик РАО Юрий Петрович Зинченко, подчеркнув важность междисциплинарного взаимодействия в защите интересов детей-инвалидов, находящихся в домах-интернатах.

«В нашей стране традиционно уделяется большое внимание проблемам, с которыми сталкиваются дети с ограниченными возможностями здоровья и специальным учреждениям, в которых они пребывают, – отметил Юрий Петрович Зинченко. – Желание помочь и защитить интересы детей позволило нам встретиться, несмотря на пандемию, чтобы совместными усилиями ученых и практиков во взаимодействии с представителями власти обменяться мнениями, познакомиться с лучшими практиками, общими усилиями сформировать предложения по совершенствованию системы комплексной реабилитации детей-инвалидов для того, чтобы жизнь этих детей сделать лучше, а их – счастливее».

Мария Алексеевна Львова-Белова, член комитета Совета Федерации по социальной политике подчеркнула, что изоляция интернатных учреждений в условиях полного локдауна доказывает необходимость формирования ресурсного центра для оказания профессиональной помощи детям и сопровождения приемных семей. Также Мария Алексеевна отметила, что интернатные учреждения должны стать временными для детей, а навыки, которые они получат, пребывая там должны помогать в социальной адаптации. По словам сенатора, сегодня важно не только обеспечить детей гаджетами, но и обучить цифровым навыкам, позволяющим использовать их для обучения, саморазвития или трудоустройства, оградив от буллинга и негативного влияния в сети.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Юрьевна Кузнецова отметила, что в российских домах-интернатах находятся около 13 тысяч несовершеннолетних воспитанников. От того, насколько качественно им будет оказана медицинская, психологическая и иная помощь, зависит их будущее. Анна Юрьевна рассказала, что сотрудники аппарата Уполномоченного по правам ребёнка побывали выявили комплексные нарушения в домах-интернатах. По словам детского омбудсмена, особую тревогу вызывают нарушения при оказании медицинской помощи, в том числе – некачественная диагностика, которая приводит к несвоевременному выявлению заболеваний, отсутствие квалифицированной помощи, а также межведомственного взаимодействия.

«Стоит отъехать дальше от федеральных и региональных центров, как мы видим учреждения, где годами не бывают стоматологи, не говоря уже об оказании высокотехнологичной медицинской помощи, качественной педагогической, психологической и реабилитационной работе», – подчеркнула Уполномоченный.

Анна Юрьевна Кузнецова отметила, что по итогам тотальной проверки детских домов-интернатов и представления доклада Президенту России последовали поручения Министерству труда и социальной защиты РФ. «В рамках исполнения этих поручений разработан Комплекс мер, которые при действенном, верном и профессиональном исполнении могут стать фундаментом реформирования детских домов-интернатов. В основу этих мер легли все выявленные нами нарушения, а также задачи и перспективы ближайшего развития этих учреждений, которые мы видим сегодня вместе с профильными ведомствами и структурами», – сказала детский омбудсмен.

«Эти задачи нужно срочно решать», – сказала Анна Юрьевна, призвав объединить усилия для защиты интересов детей, находящихся в домах-интернатах, и выразила готовность оказать содействие в реализации соответствующих предложений.

Модератор круглого стола, член-корреспондент РАО Светлана Борисовна Лазуренко поблагодарила представителей исполнительной власти и общественных организаций за поддержку научных инициатив и отметила, что межведомственное сотрудничество позволило преодолеть многие социальные трудности, устранить существующие междисциплинарные барьеры и привести в соответствие с потребностями детей нормативную и законодательную базу.

В ходе работы участники обсудили подходы к реабилитации детей-инвалидов в контексте Концепции развития системы комплексной реабилитации и абилитации, психолого-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты, вопросы организации комплексной реабилитации в домах-интернатах для детей-инвалидов, специальное образование детей-инвалидов в домах-интернатах, систему комплексного пожизненного сопровождения детей и взрослых с тяжелой формой инвалидности вне учреждений стационарного обслуживания, участие волонтёрских и некоммерческих организаций в деятельности детских домов-интернатов. С докладами выступили руководитель научно-методического центра по комплексной реабилитации Федерального центра научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов ФБ МСЭ Минтруда России Е.В. Морозова, проректор по инклюзивному образованию РГПУ имени А.И. Герцена В.З. Кантор, педиатр, врач высшей категории, руководитель благотворительного фонда «Дорога жизни» Анна Котельникова, директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области А.М. Царев, директор Екатеринбургского детского дома-интерната для умственно отсталых детей Н.Г. Печеник.

Круглый стол «Медико-психолого-педагогические аспекты реабилитации детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты» Российской академии образования позволил участникам обсудить направления развития, совершенствования содержания и форм организации медицинской реабилитации, создание специальных условий для образования и психологического сопровождения детей-инвалидов в домах-интернатах системы социальной защиты, внедрение института наставничества для повышения профессиональной компетентности специалистов и информирования о современных медико-психолого-педагогических технологиях социальной адаптации детей-инвалидов, их профессионального определения и жизнеустройства во взрослом возрасте.