РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Система организации труда и заработной платы педагогов стала главной темой заседания Научного совета РАО

22 апреля в Российской академии образования в дистанционном формате состоялось заседание Научного совета по экономике образования при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, на котором члены совета обсудили предложения по совершенствованию организационно-финансовой модели общего образования.

Заседание открыл председатель Научного совета по экономике образования, и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил Львович Левицкий, который отметил, что рассматриваемые механизмы совершенствования финансового взаимодействия регионов и муниципальных образований имеет важное значение для решения актуальных проблем заработной платы педагогических работников. «В связи с поручением президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета по образованию и науке в феврале этого года, министерством просвещения России разрабатывается новая модель оплаты труда учителей, – сказал Михаил Львович.  – Главным элементом этой концепции является равенство должностных окладов (базовых ставок) педагогических работников всех общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации, при равных условиях по квалификации, объёму и сложности труда».

С сообщением об инициативе Профсоюза работников народного образования и науки РФ по совершенствованию организационно-финансовой модели общего образования выступила директор Центра универсальных программ, кандидат экономических наук Наталия Георгиевна Типенко. Она предложила изменить существующий порядок определения объёма и условий предоставления субсидий – денежной помощи из федерального или местного бюджета, связанной с выполнением установленного учредителем задания.

«Сейчас подушевые нормативы участвуют только в формировании субвенций на уровне муниципалитетов, финансирование образовательной организации осуществляется не на подушевой основе, как предполагает закон «Об образовании в Российской Федерации», а только с учётом нормативов, установленных на уровне региона, – подчеркнула Наталия Георгиевна. – Муниципалитеты, пользуясь законодательством о разграничении бюджетных полномочий, зачастую перераспределяют средства в пользу школ с малой наполняемостью».

По словам Наталии Георгиевны, порой это приводит к существенным и необоснованным различиям в заработной плате учителей даже в границах одного муниципального образования.  Наталия Типенко 

«Изменение порядка финансового обеспечения государственных гарантий в сфере образования позволит связать субсидию на выполнение услуги с нормативом на выполнение госгарантий, при этом муниципальные средства на содержание имущества должны быть отделены от стоимости услуги и составить отдельную субсидию на содержание имущества, – считает Наталия Георгиевна. – Образовательная организация будет получать две субсидии: на образовательную услугу и на содержание имущества. Это предложение приобретает ещё большую актуальность в условиях складывающегося дефицита средств в субъектах России на финансирование общего образования».

Участники заседания приняли активное участие в обсуждении предложения. С комментариями выступили заместитель президента Российской академии образования Игорь Сергеевич Павлов, первый проректор Московского городского педагогического университета академик РАО Елена Николаевна Геворкян, президент Южного федерального университета, член-корреспондент РАО Марина Александровна Боровская, секретарь аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ по экономическим вопросам Владимир Борисович Лившиц, ректор Института регионального развития Пензенской области Ольга Федоровна Федосеева.

Научный совет по экономике образования при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО создан приказом президента РАО 9 марта 2017 года в целях консолидации усилий профессионального сообщества отраслевых экономистов по развитию и совершенствованию ресурсных условий повышения качества образования в Российской Федерации. В состав совета входят представители различных уровней системы управления образованием, представители образовательных организаций различных уровней образования. Такой состав обеспечивает возможность выполнения одной из главных задач совета – комплексной экспертизы проектов нормативных документов, моделей и концепций в области экономики образования.