РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Россия и Германия договорились о сотрудничестве в новых условиях

22 октября 2020 года Президент Российской академии образования академик РАО принял участие в заседании рабочей группы «Наука и образование» Форума Петербургский диалог, на котором обсуждалось влияние пандемии COVID-19 на сферы науки и образования России и Германии.

Юрий Петрович Зинченко поделился с собравшимися опытом организации и проведения научных исследований, посвященных изучению влияния тревоги и стресса на человека в условиях самоизоляции. Под руководством Юрия Петровича общероссийский научный проект «Исследуем дома!» собрал ученых из более чем 150 университетов и научных организаций и позволил опросить свыше 6000 участников. В результате чего ученые разработали методические рекомендации для всех категорий населения Российской Федерации. Еще одним из важнейших аспектов работы психологической службы в период пандемии стало консультирование врачей, работающих непосредственно в «красных» зонах, пациентов, страдающих от коронавирусной инфекции и их родственников. Несмотря на карантинные меры и дистанционный формат взаимодействия, в сжатые сроки были выработаны новые подходы в научных исследованиях, налажены новые контакты, в том числе и международные, задействованы все возможности в научной и практической деятельности.

Участники встречи обсудили новые возможности и проблемы дистанционного обучения. Первый проректор по учебно-методической работе Санкт-Петербургского государственного университета Марина Юрьевна Лаврикова рассказала о работе университета, связанной с переходом в дистанционный формат, который позволил опубликовать для общего пользования лекции выдающихся ученых страны. Одним из самых востребованных курсов стал курс «Цифровая педагогика для начинающих», подготовленный под руководством директора Института педагогики СПбГУ, члена-корреспондента РАО Елены Ивановны Казаковой.

Профессор Высшей школы Циттау/Гёрлиц Клеменс Ринкер рассказал о проблемах, возникших в германских вузах в связи с внедрением цифрового обучения. Однако, отметил профессор, пандемия стала историческим шансом для более плотной совместной работы университетов по всему миру. Президент Берлинской высшей школы экономики и права Андреас Цаби в своем докладе «Глобальная пандемия: интернационализация, как символ цифровой трансформации» обратил внимание на большой комплекс правовых вопросов, связанных с переходом образовательной деятельности в цифровую среду.

В ходе дискуссии, президент РАО Юрий Петрович Зинченко подчеркнул, что при кажущейся тотальной цифровизации в образовании, гаджет никогда не сможет заменить учителя. По его словам, пандемия определила ряд направлений новых исследований в образовательной среде, таких, как измерение эффективности цифрового обучения, анализ контента для обучения, изучение опыта бизнес проектов, возникших в период пандемии.

В рамках заседания было анонсировано проведение в 2021 году конкурса для молодых исследователей имени Людмилы Алексеевны Вербицкой, которая долгие годы занимала пост заместителя Председателя российского Координационного комитета Форума «Петербургский диалог» и внесла большой вклад в развитие российско-германских отношений.

Участникам заседания рабочей группы «Наука и образование» Форума Петербургский диалог удалось наметить перспективы дальнейшего международного научно-образовательного сотрудничества в новых условиях.