РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Круглый стол

Развитие советской нейропсихологической школы в годы ВОВ

5 ноября 2020 года в Российской академии образования в дистанционном режиме с использованием видеоконференцсвязи состоялся круглый стол, посвященный развитию советской нейропсихологической школы в годы Великой отечественной войны. В год 75-летия Великой победы ученые почтили память психологов, совершивших подвиг в непростое военное время, которые с честью выполнили свой гражданский и человеческий долг, не только сохранили, но и преумножили знания как в научном познании психики, так и в сфере психологической практики.

С докладом о работе психологов в годы войны выступила член-корреспондент РАО профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный профессор Московского университета Антонина Николаевна Ждан. По ее словам, война поставила советских психологов перед необходимостью решать очень сложные задачи оборонного значения. Несмотря на трудности военного времени, психологическая наука интенсивно развивалась, возникали новые научные школы.

«Все внимание уделялось оборонной тематике. В годы войны, особенно на первых ее этапах, велась большая работа по созданию рекомендаций по психологическим основам цветомаскировки с целью сохранения зданий при массовых артобстрелах города. Уже в 1942 году разработанные рекомендации активно использовались в практике маскировки высотных строений городов. Так советские ученые сохранили бесценные памятники культуры», – сказала А.Н. Ждан.

Антонина Николаевна отметила, что советские психологи из Московского и Ленинградского университетов, Психологического института АПН обеспечивали психологическую подготовку кадров для тыла и армии, проводили научные исследования по оборонной тематике, работали в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов, строили защитные сооружения, работали на производстве и в области практического здравохранения. Многие из них с оружием в руках отстаивали независимость Родины. Петр Иванович Зинченко, внесший огромный вклад в развитие психологии памяти был на фронте заместителем командира саперной роты. Григорий Демьянович Луков, ставший в последствии одним из главных специалистов в военной психологии, учувствовал в боевых действиях с первой половины 1941 года.

«Воюю я… За это время мне пришлось побывать на различных фронтах и входить в состав различных соединений… Во время войны я только одну ночь спал в нижнем белье и на постели, покрытой простыней. Ведь я безвыходно в передовой части. За это время мне приходилось активно передвигаться (пешком до 80 километров в сутки) и не менее активно находиться в неподвижном состоянии (по несколько часов). Я пережил отступление и наступление. Под большой бомбежкой с воздуха был несколько раз, под артиллерийским обстрелом много раз, а под ружейно-пулеметным огнем еще больше. Три авиабомбы… разорвались около меня в 18–15 метрах, на таком же расстоянии разорвалось штук 30 артиллерийских снарядов и сотни пуль чуть-чуть не задели меня (только один снайпер выпустил в меня 17 пуль и, все-таки, я обманул его). Случалось так, что я долго не ел, не спал и находился на холоде, в грязи, мок под дождем и жарился на солнце и в пыли. Мне приходилось и в атаку ходить, и под обстрелом противника читать лекции и доклады. Но я все еще жив…», – писал с фронта Г.Д. Луков.

Психолог Федор Николаевич Шемякин воевал с октября 1941 года в составе шестидесятой стрелковой дивизии, сформированной на основе дивизии Народного Ополчения города Москвы. Практическим направлением участия психологов в борьбе с агрессором являлась консультационная работа и проведение военно-психологической экспертизы. Так, автор работ по рефлексологии, психологии коллектива, формированию личности в коллективе и психологии воспитания Александр Львович Шнирман с 1941 года был консультантом Наркома здравоохранения РСФСР, а один из основоположников авиационной психологии Константин Константинович Платонов в годы войны возглавлял Военно-врачебную комиссию 16 Воздушной армии, которая проводила экспертизу боеспособности летчиков, получивших ранение. Константин Константинович создал первую в стране самолет-лабораторию для исследования летных навыков. Психофизиолог Сергей Васильевич Кравков внес большой вклад в изучение психофизиологии чувств, разработал метод отбора прожектористов-наблюдателей для армии и способы устранения слепящего действия света на глаза.

О работе психологов в эвакуационных фронтовых госпиталях рассказали заведующий лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяна Васильевна Ахутина и доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Марина Анатольевна Степанова. В годы войны психологическая наука заняла значимое место среди других отраслей советской науки. Накопленный опыт теоретических и экспериментальных исследований сформировал необходимые предпосылки для решения практических проблем, выдвинутых военным временем. Авксентий Цезаревич Пуни, Борис Герасимович Ананьев, Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Романович Лурия, Блюма Вульфовна Зейгарник, Сусанна Яковлевна Рубинштейн, Августа Викторовна Ярмоленко работали над восстановлением здоровья и психологической реабилитацией получивших ранения. Завершая выступление Марина Анатольевна отметила, что об обобщении опыта психологами в военные годы свидетельствует количество и регулярность проведения научных конференций. С 1941 года по октябрь 1943 года состоялись 44 научные конференции, которые проходили не реже двух раз в месяц.

В рамках круглого стола сотрудники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова рассказали, что на факультете и сегодня ведется большая работа по расшифровке материалов Александра Романовича Лурии и Петра Яковлевича Гальперина.

Круглый стол завершился дискуссией между учеными разных поколений и научных школ, в которой активно учувствовали  молодые специалисты в сфере наук об образовании. Участники отметили, что Великая Отечественная война стала важным этапом в развитии психологической науки.