РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: стратегическая сессия

Развитие педагогического образования в России: стратегия и ориентиры

18 ноября 2020 года в дистанционном режиме с использованием видеоконференцсвязи под председательством и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования академика РАО Михаила Львовича Левицкого состоялась стратегическая сессия «Стратегические ориентиры развития педагогического образования в Российской Федерации». Главной темой обсуждения которой стали поправки и дополнения в проект «Стратегии развития системы непрерывного педагогического образования в Российской Федерации до 2030 года», разработанные в Российской академии образования и ведущих университетах страны. Участие в работе сессии принял президент Академии академик РАО Юрий Петрович Зинченко.

Открывая работу Форума, Юрий Петрович Зинченко выразил уверенность в том, что обсуждение в рамках работы стратегической сессии позволит не только обменяться мнениями в профессиональной среде, но и выработать подходы для решения приоритетных стратегических задач государственной политики в сфере образования и усовершенствования системы образования страны.

«Благодаря пандемии и работе в дистанционном режиме, сегодня все мы смотрим в будущее уже немного иначе с прогностической точки зрения, поэтому работа ведется с учетом новых вводных. Но, я хочу подчеркнуть, что при всех очевидных плюсах, онлайн никогда не заменит преподавателя, а обучение в дистанционном режиме является лишь дополнением к традиционной форме обучения. Конечно, необходимо осмыслить новые технологии и возможности для того, чтобы сохранять и развивать хорошие позиции педагогического образования в нашей стране, но не стоит забывать, что цифровизация не решает проблем в части воспитания и психологического сопровождения образовательного процесса», – подчеркнул Юрий Петрович.

С приветственным словом в адрес участников обратился первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации член-корреспондент РАО Олег Николаевич Смолин, отметивший, что высокий уровень подготовки педагогических кадров в стране гарантирует историческую и культурную преемственность поколений, сохранение гуманистических ценностей в обществе, которые необходимы для развития кадрового и человеческого потенциала в России. Олег Николаевич также подчеркнул заинтересованность Комитета по образованию и науке ГД РФ в активном и широком обсуждении «Стратегии развития системы непрерывного педагогического образования в Российской Федерации до 2030 года».  

Участников мероприятия также поприветствовала ректор Южного федерального университета Инна Константиновна Шевченко, отметившая, что организованный при поддержке Российской академии образования Международный научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке» позволил консолидировать усилия отечественного научно-педагогического сообщества и подготовить к изданию книгу о стратегических ориентирах развития педагогического образования в современной России.

Академик Михаил Львович Левицкий представил аналитический доклад к проекту «Стратегические ориентиры развития педагогического образования в Российской Федерации». В своем выступлении он уделил особое внимание комплексному анализу проблем в сфере общего и педагогического образования, существующему запросу на принятие системных решений и механизмам реализации обсуждаемой стратегии.

В своих выступлениях член-корреспондент РАО Ольга Владимировна Гукаленко и заведующий кафедрой образования и педагогических наук Южного федерального университета Александр Григорьевич Бермус отметили системный характер проекта Стратегии, его связь с целями и задачами государственной политики в сфере образования, ценностное обоснование механизмов и приоритетов Стратегии развития.

В завершении директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Александрович Кирик и президент ЮФУ член-корреспондент Российской академии образования Марина Александровна Боровская представили опыт развития подсистемы педагогического образования в контексте федерального университета, а также поделились своим видением развития педагогического образования в стране.

Участники обсуждения отмечали значимость разработки Стратегии для развития педагогического образования в стране и высказывали дополнения и предложения к существующему проекту.  Среди них: концептуализация целеполагания Стратегии, предварительное экономическое обоснование предлагаемых мер, возрождение деятельности Совета по педагогическому образованию, возобновление деятельности базовых кафедр педагогических вузов в школах и совершенствование педагогических практик, создание педагогической интернатуры, построение дорожных карт реализации Стратегии.