РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие литературного творчества школьников стало главной темой обсуждения ежегодной научно-практической конференции «Педагогика текста»

На базе Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в дистанционном режиме с использованием видеоконференцсвязи начала работу XII Международная научно-практическая конференция «Педагогика текста», организованная Российской академией образования совместно с РГПУ имени А.И. Герцена, Институтом педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, Группой компаний «Просвещение», АНПО «Школьная Лига РОСНАНО». Участие в работе ежегодной конференции принял президент Академии академик РАО Юрий Петрович Зинченко.

Ежегодная конференция «Педагогика текста» традиционно собирает на своей площадке ведущих специалистов в области лингвистики, учёных, филологов, русистов, языковедов и журналистов, чтобы обсудить актуальные проблемы детского литературного творчества в эпоху цифровизации, выявить роль литературного творчества школьников в контексте целевых ориентиров современного образования, тенденции его развития и поддержки, обозначить педагогические и методические проблемы освоения учениками опыта литературного творчества и предложить их решения в рамках и за рамками школьного курса.

В этом году Конференция проходит в двенадцатый раз. Все предыдущие годы ее обязательным участником была почётный президент Российской академии образования академик РАО Людмила Алексеевна Вербицкая. Во многом, именно благодаря её вниманию, конференция стала важнейшим фактором развития педагогики современного филологического образования. Об этом, приветствуя участников мероприятия, напомнил президент Академии Юрий Петрович Зинченко. Он подчеркнул, что в современном мире, человека ежедневно окружает огромное количество текстов и информации, поэтому важно подходить к этому вопросу с исследовательской точки зрения для того, чтобы понимать, что происходит с обществом при таком массированном потоке информации.

«Мы не только поглощаем тексты, мы и производим их в огромном количестве. Умение говорить и писать – важнейшие умения, которыми должен овладеть всякий образованный человек. И история отдельного человека – это всегда история созданных им текстов. Прекрасным материалом для изучения личности являются тексты в социальных сетях. Школьник вступает в общение по определенным правилам, попадает в определенную культуру или субкультуру, читает и пишет постоянно – и так формируются его вкусы и его язык», – считает Юрий Петрович.

Также с вступительным словом обратился и.о. академика-секретаря отделения российской словесности член-корреспондент РАО, ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Сергей Игоревич Богданов, который отметил, что проведение конференции особенно важно в условиях пандемии и позволяет несмотря на все ограничительные меры продолжить исследовательскую работу, обсудить важнейшие изменения, оказывающие влияние на сферу образования и обменяться накопленным опытом.

Елена Казакова
В.В. Копылова
Фекла Толстая
Александр Архангельский
Анна Новикова

На пленарном заседании, модератором которого выступила член-корреспондент РАО заместитель руководителя Центра русского языка и славистики РАО Елена Ивановна Казакова, участники говорили о литературном творчестве школьников и его развитии в рамках педагогической практики. С докладами выступили вице-президент по издательской деятельности Группы компаний «Просвещение» Виктория Викторовна Копылова «Литературное детское творчество в цифровой среде: границы доступного», заведующая отделом развития Государственного музея Л.Н. Толстого Фекла Никитична Толстая «Сайт писателя как источник литературного творчества молодежи», автор школьных учебников по литературе, писатель, профессор департамента медиа НИУ ВШЭ Александр Николаевич Архангельский и профессор департамента медиа НИУ Высшая школа экономики Анна Алексеевна Новикова с докладом «Литературное творчество школьников в условиях цифровой среды».

Программа и описание работы доступны на сайте конференции.