РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие цифровой медиаграмотности школьных учителей в условиях дистанционного онлайн-обучение обсудили в РАО

Опыт дистанционного онлайн-обучения и медиаграмотность учителей стали темой прошедшего 17 ноября 2020 года круглого стола под председательством Елены Леонидовны Вартановой, члена-корреспондента РАО, декана факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. В мероприятии приняли участие более шестидесяти человек, среди которых учителя и представители научно-педагогической общественности.

В приветственном слове Борис Анатольевич Карев, и.о. академика-секретаря отделения общего среднего образования Российской академии образования член-корреспондент РАО, подчеркнул, что сегодня дистанционные форматы коммуникации получают новый смысл, поэтому необходимо заниматься проверкой истинности медийной информации, которой в глобальном информационном пространстве достаточно.

Открывая работу круглого стола Елена Леонидовна Вартанова отметила, что одной из основных целей проведения круглого стола является осмысление и обобщение опыта использования цифровых медиатехнологий в работе учителя. По ее словам, анализ материалов различных сетевых научно-методических сообществ, посвященных проблемам электронного и дистанционного обучения учащихся начальной, основной и средней школы показал, что в Российской Федерации в связи с эпидемиологической обстановкой в 2020 году актуализировали свою работу ранее внедренные образовательные платформы, среди которых Российская и Московская электронные школы. В связи с огромным количеством обращений пользователей и техническими недоработками участники образовательного процесса испытывали затруднения в использовании образовательных платформ. Елена Леонидовна со ссылкой на специалистов подчеркнула, что форс-мажорная ситуация в начале 2020 года показала, что из-за неподготовленности образовательных учреждений и попытки преподавателей «сразу и на месте» заменить традиционные формы на электронное обучение не получилось, поскольку в целом не разработана модель обучения с использованием цифровых медиатехнологий.

Участие в дискуссии приняли представители школ, педагогических вузов и профессионального сообщества в сфере медиа. Опыт перехода из очного в дистанционный режим обучения на примере московской школы №1253 представила ее директор Наталья Андреевна Акулова. Для школьных медиа классов учителя создали в 2019-2020 учебном году интернет-площадку по курсу «Индивидуальный проект», с помощью которой ученики могут развивать навыки ведения собственной проектной деятельности.

«Независимо от того, в какой ситуации мы живем на сегодняшний день, нам совершенно точно понятно, что те преимущества, которые дают новые технологии, останутся с нами и далее», − сказала Н.А. Акулова, директор московской школы №1253.

О цифровизации школы, в том числе в период самоизоляции, рассказал Арслан Дагирович Хасавов, главный редактор «Учительской газеты».

«Россия, как самая большая страна в мире, пока не может обеспечить одинаковые возможности для всех обучающихся, поэтому при переходе на дистанционную форму обучения в связи с пандемией региональные школы столкнулись с рядом проблем. В то время, как Москва оказалась готовой к ситуации: многие московские учителя разрабатывали программы для Московской электронной школы, в столице нет проблем с доступом к сети Интернет и гаджетами для организации онлайн-обучения, более того, цифровая грамотность московских учителей и школьников достаточно высока, что позволило московским школам почти безболезненно перейти на дистанционный формат обучения», − отметил Арслан Дагирович. По его словам, сейчас государство озабочено созданием единой федеральной цифровой площадки, которая бы упростила задачу взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

По мнению участников круглого стола, онлайн-обучение может повысить эффективность образования и дать учителям позитивный опыт. Именно таким на заседании поделились научный сотрудник Ресурсного центра русского языка Московского государственного областного университета И.Н. Гринева и ведущая утренней программы на телеканале ТВ Центр И.С. Сашина.

Подвела итоги круглого стола доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ М.Е. Аникина. «Цифровизация школьного пространства − это точка роста, но точка роста во многом вынужденного, принудительного, и поэтому, как мне кажется, необходима рефлексия всех вовлеченных в этот процесс», − считает Мария Евгеньевна. При обсуждении функционала медиа, по мнению Марии Евгеньевны, можно задавать следующие вопросы: зачем нужны сегодня медиа в школе и для школы и какие задачи они решают. В этой связи Мария Евгеньевна отметила, что сегодня медиа для школы и вокруг школы имеют прикладной характер: они призваны вовлекать и мотивировать, а также повышать медиаграмотность всех участников медиаинициатив.

В заключительном слове Елена Леонидовна Вартанова указала на значимость привлечения профессионального сообщества специалистов в области медиаобразования и классических педагогов для того, чтобы в российских школах были более комфортные условия для обучения и развития, в том числе в цифровой среде.