РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Психология образования: современный вектор развития

19 ноября 2020 года на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина в режиме видеоконференцсвязи состоялся Всероссийский форум с международным участием «Психология образования: современный вектор развития», организованный Российской академией образования.

Участие в работе Форума приняли психологи, работающие в образовательных организациях Российской Федерации, ученые, исследовательские интересы которых сфокусированы в сфере наук об образовании и педагоги, с нетерпением ожидающие научно обоснованных рекомендаций по целому спектру проблем обучения современных школьников.

В своем приветствии участникам форума президент Российской академии образования академик РАО Юрий Петрович Зинченко заявил, что сегодня на первый план выступает необходимость укрепления академического партнерства и повышение уровня научных исследований, проводимых представителями различных научных школ России и зарубежных стран. Юрий Петрович заверил, что Российская академия образования является площадкой, объединяющей интеллектуальные ресурсы ученых для организации исследований мирового уровня в сфере наук об образования.

В ходе пленарного заседания форума выступили академики и члены-корреспонденты Российской академии образования.

Доклад академика РАО Ирины Владимировны Дубровиной «Культурный аспект развития психологии образования» открыл пленарное заседание, заострив внимание слушателей на необходимости проведения исследований в области воспитания современных российских школьников и внедрения в систему образования технологий, разработанных на основе научных результатов.

С докладом, посвященным ключевым моментам и проблемам организации научных исследований в интересах развития психологического сопровождения образования в Российской Федерации, выступила член-корреспондент РАО Татьяна Николаевна Тихомирова. В своем докладе Татьяна Николаевна представила результаты лонгитюдных исследований детей школьного возраста и рассказала о возможных эффектах их внедрения в систему школьного образования для повышения эффективности процесса обучения. 

Академик РАО Сергей Борисович Малых посвятил свое выступление проблемам исследования современного детства, обосновав необходимость организации популяционных исследований современного российского ребенка с использованием единых протоколов и методов. Сергей Борисович рассказал о технологических возможностях Центра междисциплинарных исследований Российской академии образования, в частности, о разработанной психодиагностической платформе для сбора больших данных в области наук об образовании.

Член-корреспондент РАО Виктор Иванович Панов в своем докладе представил анализ экопсихологической концепции коммуникативных взаимодействий с цифровой средой, что в сложных эпидемиологических условиях 2020 года является особенно актуальным, когда в системе образования практически повсеместно вводится дистанционное обучение.

После пленарной части продолжились секционные заседания, на которых были рассмотрены методологические аспекты психологии образования, вопросы психологического благополучия и психологической безопасности образовательной среды. Особое внимание было уделено профессиональному развитию педагогов, междисциплинарным исследования детства и особенностям инклюзивного образования. Завершился Форум серией мастер-классов от педагогов-психологов Екатеринбурга и Челябинска. Участники Всероссийского форума с международным участием «Психология образования: современный вектор развития» отметили, что профессиональное обсуждение фундаментальных и прикладных исследовательских результатов способствует разработке научно обоснованных рекомендаций по формированию государственной политики в области психологического сопровождения системы образования.