РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Психологи России обсудили вопросы совершенствования нормативного правового обеспечения своей деятельности

19 апреля в Российской академии образования прошло Всероссийское совещание, посвященное совершенствованию нормативного правового обеспечения деятельности психологической службы в системе образования Российской Федерации.

Впервые главные внештатные педагоги-психологи и представители органов управления образованием из 79 субъектов Российской Федерации совместно с ведущими учеными обсудили актуальные направления деятельности и развития психологической службы в системе образования, которые требуют совершенствования нормативной правовой базы.

Открыл заседание президент РАО Юрий Зинченко, который выразил уверенность в том, что встречи в таком формате будут проходить чаще, и предложил коллегам выработать дорожную карту взаимодействия для последующей эффективной работы.

«Для нас очень важно присутствие сегодня руководителей органов управления образованием и руководства субъектов, потому что мы прекрасно понимаем, что система образования – это площадка общественного договора. Без взаимодействия управленческого сектора с исполнителями, с родительским корпусом невозможно добиться результата, поэтому необходимо учитывать интересы всех участников процесса и находить баланс. Мы понимаем, что если одна из сторон образовательного поля выказывает недопонимание, то лучше его снимать, а не превращать его в неразрешимую проблему», – подчеркнул президент Академии.

Зинченко отметил, что одними из самых важных задач в изменяющихся условиях являются профилактика и психологическое сопровождение.

«Психологам надо быть готовыми к тем изменениям, которые происходят и будут происходить. Сегодня, мы понимаем, что не все идеально, нам многое еще необходимо изучить, но делать это нужно не только в кабинетах, лабораториях институтов и академий. Эта работа должна проходить непосредственно в каждой школе, в каждом классе. Тогда мы будем иметь адаптированные методы для работы психолога в школе. Давайте к каждому кризису подходить как к точке нового развития», – предложил Ю.П. Зинченко.

Евгений Сильянов, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей министерства просвещения РФ, отметил, что это первое Всероссийское совещание в подобном формате, благодаря которому запущена работа со всеми субъектами РФ. Е.А. Сильянов обозначил позицию Министерства просвещения РФ в вопросе совершенствования нормативного правового обеспечения деятельности психологической службы в системе образования РФ и рассказал о положительной динамике увеличения числа педагогов-психологов в системе образования страны.

«На сегодняшний день в системе общего образования работает 25557 специалистов. Даже если сравнивать с предыдущим годом, прирост на 1226 специалистов. Для того, чтобы в каждой образовательной организации появился педагог-психолог, нам не хватает более 15000 квалифицированных специалистов по стране», – сказал Сильянов.

Юлия Шойгу, руководитель Центра экстренной психологической помощи МЧС России, кандидат психологических наук, рассказала о недостатках и возможностях законодательного регулирования профессиональной деятельности психолога в России.

«На федеральном уровне практически нет механизмов, регулирующих нашу деятельность. К сожалению, профессии психолога нет даже в классификаторе видов экономической деятельности. То есть вида такой деятельности нет. Конечно, это создает большое количество сложностей в работе психологов в нашей стране», – считает Ю. С. Шойгу.

Ю.П. Зинченко подчеркнул, что на территории некоторых субъектов России наряду с русским языком действуют и другие государственные языки, поэтому такую специфику в работе психолога тоже необходимо учитывать.

«Вопросы государственных языков актуальны и для психологов. На каком языке необходимо оказывать психологическую помощь, если в границах субъекта, наряду с русским, действуют еще несколько государственных языков? Специфика есть, и иногда самая неожиданная.Поэтому считать, что мы отрегулируем все из федерального ресурсного центра не совсем правильно», – считает Юрий Зинченко.

Татьяна Тихомирова, руководитель Федерального ресурсного центра психологической помощи в системе образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, выступила с докладом «Об организации деятельности Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования РАО», в котором рассказала об основных направлениях работы Центра. Среди них: мониторинговая и информационно-аналитическая деятельность, научно-методическая работа, кадровое обеспечение психологического сопровождения образования, организация и проведение научных исследований современного российского школьника, экспертно-консультативная деятельность, разработка механизмов межведомственного и внутриведомственного взаимодействия.

Юрий Зинченко вручил благодарственные письма за активное сотрудничество с Российской академией образования Юлии Шойгу, Руководителю Центра экстренной психологической помощи МЧС России; Евгению Сильянову, директору Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей министерства просвещения Российской Федерации; Ирине Дубровиной, главному научному сотруднику Психологического института РАО, академику РАО, доктору психологических наук, профессору; Татьяне Клюевой, главному внештатному педагогу-психологу Самарской области, директору ГБУ повышения квалификации  Самарской области «Региональный социопсихологический центр», кандидату психологических наук, Светлане Рыженко, главному внештатному педагогу-психологу Краснодарского края, доценту кафедры психологии и педагогики ГБОУ ИРО Краснодарского края, кандидату психологических наук; Любови Олтаржевской, главному внештатному педагогу-психологу города Москвы, директору ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города  Москвы», кандидату педагогических наук; Ольге Олифер, главному внештатному педагогу-психологу Хабаровского края, директору краевого государственного бюджетного учреждения “Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи”.

Также с сообщениями выступили Сергей Малых, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО, д-р психол. наук, профессор «Возможности Дата-центра РАО для обеспечения деятельности и развития психологической службы в системе образования Российской Федерации»; Ирина Дубровина, академик РАО, д-р психол. наук, профессор «О новых задачах психологической службы в связи с особенностями развития и взросления школьников в современном обществе»; Татьяна Клюева, главный внештатный педагог-психолог Самарской области «Проблемы реализации профессионального стандарта педагога-психолога в условиях нормативно-правового обеспечения его деятельности в системе образования»; Елена Крайнева, главный внештатный педагог-психолог Новгородской области «Нормативная основа программ педагога-психолога»; Светлана Рыженко, главный внештатный педагог-психолог Краснодарского края «Договора с родителями на предоставление образования как нормативный механизм реализации психолого-педагогических условий в образовательной организации»; Татьяна Удина, директор МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содружество» города Чебоксары»; Любовь Олтаржевская, главный внештатный педагог-психолог города Москвы «АИС «Сопровождение» как инструмент управления централизованной моделью психолого-педагогической помощи Москвы».

В ходе дискуссии были затронуты актуальные вопросы психологического сопровождения образования и представлена специфика их решения в отдельных субъектах РФ. Многообразие тем обсуждения дало возможность и ученым, работающим в различных областях научного знания, и главным внештатным педагогам-психологам, и специалистам, работающим в органах управления образованием, высказаться на интересующие их проблемы и выразить желание работать сообща.