РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональная ориентация учащихся в условиях цифровизации

Во вторник, 27 апреля в дистанционном формате с использованием видеоконференцсвязи под председательством и.о. академика-секретаря Михаила Николаевича Стриханова состоялось заседание бюро отделения профессионального образования РАО, участники которого заслушали доклады по проблемам профессионального самоопределения, академической мобильности студентов и обсудили возможности и перспективы использования в Военной академии связи сквозных цифровых технологий в тренажёрно-обучающих системах.

С докладом о проблемах профессионального самоопределения учащихся выступил директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Игоревич Блинов. По его словам, сегодня около 80% школьников испытывают проблемы в самоопределении по причине недостаточной профориентирующей деятельности. На них приходится не более 20% форматов и практик профориентационной работы. Особенно эта проблема актуальна для жителей сельской местности и малых городов.

Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций РАНХиГС организовал в ряде российских регионов экспериментальные площадки по организационно-педагогическому сопровождению профессионального образования, основанные на трёх базовых принципах: продолжительности и непрерывности, социальном партнёрстве и практикоориентированности. В качестве примера Владимир Блинов привёл уже реализуемые в российских регионах образовательные программы: образовательная программа для школьников Ярославской области «Школа профессий будущего», региональный атлас перспективных компетенций Иркутской области и три модуля образовательной профориентации в Концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи Санкт Петербурга. Владимир Игоревич предположил, что дальнейшая глобализация, цифровизация и конвергенция наук, технологий и профессий приведут к трансформации уже существующих профессий в персонализированные динамичные наборы компетенций, изменят образ работы и жизни, обеспечив многообразие социально-трудовых ролей (проекты, распределённые команды) и приведут к тому, что на этапе самоопределения, учащиеся будут руководствоваться личным опытом, а не полагаться на мнение родителей.

Директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, член-корреспондент РАО Александр Ильич Савенков рассказал об академической мобильности студентов бакалавриата и магистратуры по новой схеме (2+2+2) в условиях реализации академических и прикладных образовательных программ.  По словам Александра Ильича, для повышения академической мобильности студентов необходимо дать им возможность после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии. Для этого, действующая в настоящее время схема обучения бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года) – 4 + 2 должна постепенно трансформироваться в схему 2+2+2, когда студент-бакалавр после двух лет обучения в бакалавриате, может выбрать новое направление и программу и учиться еще два года, а затем поступить в магистратуру.

Александр Ильич рассказал о современных вариантах академической мобильности студентов, которые сложились на протяжении 20-го века в университетах многих стран мира. Первый формат предполагает переход студента в условиях кредитно-модульной системы, из одного вуза в другой, аналогичный по направлению и профилю подготовки, второй – выбор студентом другого вуза на этапе перехода из бакалавриата в магистратуру, а третий – переход студента в рамках своего университета при коррекции им профиля своей профессиональной подготовки. По словам Александра Савенкова, в нашей стране долгое время действовал другой вариант профессиональной подготовки, когда студент поступал в вуз на конкретную специальность и готовился к работе на конкретном рабочем месте. В значительной мере этот подход сохраняется в настоящее время.

Рассматривая возможность реорганизации образовательного процесса под модель 2+2+2, в Институте педагогики и психологии образования МГПУ пришли к выводу о том, что это повлечет за собой существенную перестройку содержания подготовки, серьезные структурные изменения и скажется на деятельности студентов, преподавателей и администрации. «Переход на двухуровневую систему обучения привел к постепенному отказу от задач прямой и сугубо прикладной подготовки выпускников, поскольку бакалавриат по своему основному замыслу – общее высшее образование, а магистратура – скорее профессиональное, – отметил Александр Ильич. – В результате образовательные программы бакалавриата и магистратуры нашего института стали все более определенно делиться на «академические» и «прикладные».

Александр Ильич подчеркнул, что в настоящее время в развитие идеи деления образовательных программ на академические и прикладные и индивидуализации обучения, с учетом запроса студентов, в Институте педагогики и психологии образования МГПУ разрабатывается проект под условным названием «Образовательная мобильность».

«В нашем институте с будущего учебного года мы создаем для абитуриентов возможность поступать не на конкретный профиль, а на направление подготовки. Это позволит в режиме эксперимента обучать по модели 2+2+2 будущих педагогов смежных профилей подготовки, ориентированных на работу с детьми младшего возраста», – сказал Александр Савенков.

С докладом «Сквозные цифровые технологии в тренажёрно-обучающих системах: возможности и перспективы использования в Военной академии связи» выступили заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи Ирина Ивановна Соколова и начальник отдела Научно-исследовательского центра Военной академии связи Юрий Николаевич Островский.

Ирина Ивановна представила основные системные изменения в дидактических процессах, происходящих при внедрении сквозных цифровых технологий в учебный процесс в новой информационно-образовательной среде военно-инженерного вуза. «В военном образовании наиболее изученным и используемым является традиционный подход, а личностно-ориентированный подход традиционно недооценивался. Однако, знания, умения и навыки в современном информационном обществе быстро устаревают, и на первый план выходит приобретение навыков отбора и обновления знаний в информационно-образовательной среде, – отменила Ирина Соколова. – Сейчас усиливается понимание необходимости создания условий для самоопределения и самореализации курсантов, осознанного осуществления ими личностного выбора. Роль ценностей и смыслов в процессе обучения и принятия общественно-значимых задач не менее важно, чем приобретение военно-инженерных знаний и навыков».

Юрий Николаевич рассказал о применении технологий виртуальной и дополненной реальности, нейротехнологий и искусственного интеллекта при обучении курсантов Военной академии связи. По его словам, при обучении курсантов Военная академия связи использует технологии трёхмерной динамической визуализации для создания автоматизированной виртуальной обучающей системы, сетевой тренажёр виртуальной реальности позволяет в короткий срок подготовить военного специалиста к работе со сложной техникой, а технологии визуализации на трехмерном макете местности позволяют решать расчётно-тактические задачи Вооруженных Сил на определённой географической местности.

Завершилось заседание бюро отделения профессионального образования РАО обсуждением представленных докладов.