РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемы доработки и внедрения ФГОС НОО обсудили в РАО

Наталья Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, руководитель Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» представила доклад о проблемах внедрения и доработки ФГОС начального общего образования на совместном заседании бюро отделений философии образования и теоретической педагогики и общего среднего образования РАО 28 мая 2019 г.

Открывая заседание, Михаил Левицкий, и.о. академика-секретаря отделений философии образования и теоретической педагогики и общего среднего образования РАО отметил, что предметом обсуждения в рамках встречи являются результаты, проблемы и перспективы выполнения Поручения Президента России по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (Пр-294, п. 2а-16):, «обновление федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ, в том числе с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации». М.Л. Левицкий напомнил, что аналогичные поручения или обращения были еще в 2014 г. «Логично констатировать, что ситуация в рассматриваемой области весьма сложная, поэтому актуальность предстоящего обсуждения чрезвычайно высока», – заключил академик.

Н.Ф. Виноградова, как один из разработчиков ФГОС начального общего образования нового поколения и участник нынешнего обновления документа рассказала о трудностях и рисках внедрения этого стандарта.

«В текущем году исполнится 10 лет реализации стандарта начального общего образования второго поколения. Сегодня все хорошо понимают, что этот процесс не протекает спокойно, потому что уже на первом этапе внедрения возникло ряд проблем и «болевых точек», которые требовали скорой реакции как разработчиков ФГОС, так и Министерства образования и науки», – сказала Наталья Виноградова.

По словам Виноградовой, для того, чтобы увеличить число сторонников положительного отношения к ФГОС, необходимо было еще на этапе внедрения стандарта первого поколения в массовую школу приостановить процесс, проанализировать, выявить причины возникших трудностей и устранить их.

«Стандарт нового поколения – важнейший документ для нашей системы образования. Идеи стандарта перспективные, новаторские, опираются на достижения психологической науки, но введение стандарта породило противоречие между желанием разработчиков сделать его с учетом достижений психолого-педагогической науки и современных требований общества и неготовностью массовой школы принять такое концептуальное видение российского образования. Это противоречие проявилось на целевом, содержательном и технологическом (процессуальном) уровне», – считает Н.Ф. Виноградова.

Очевидной, по словам Н.Ф. Виноградовой, является еще одна проблема внедрения стандарта – трудности образовательных организаций по созданию своей программы, в которой должны быть прописаны планируемые результаты, учебный план, система оценки достижений и еще 13 учебных программ в соответствии со статусом образовательной организации.

Докладчик обозначила важнейшие задачи, связанные с внедрением стандарта, среди которых обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса внедрения ФГОС НОО, подготовка педагогов к реализации доработанного стандарта начального общего образования и другие.

Участники заседания разделились во мнении о том, требуются ли принципиальные изменения документа, создание другой Концепции на основе других понятий и терминов, другого содержания.

«Нет никакой необходимости «ломать» документ, к которому уже за 10 лет привыкли практические работники. Все эти годы шла последовательная работа по разъяснению стандарта, повышению квалификации учителей. В основном, достигнуто понимание основных идей документа. Стоит ли в этих условиях пытаться сделать принципиально новый стандарт, чтобы вновь поставить школу в трудную ситуацию? Проведение любых экспериментов должно учитывать реальное состояние в массовой школе», – парировал докладчик.

По результатам заседания бюро отделений философии образования и теоретической педагогики и общего среднего образования было принято решение о продлении рассмотрения проблем обновленной версии ФГОС.