Президиум Российской академии образования с прискорбием сообщает о том, что на 93-м году жизни не стало Генриэтты Григорьевны Граник, выдающегося советского и российского психолога, специалиста в области педагогической психологии, доктора психологических наук, профессора, академика РАО.
Генриэтта Григорьевна Граник окончила Московский заочный педагогический институт по специальности «учитель русского языка и литературы». С 1960 по 1963 годы Генриэтта Григорьевна преподавала русский язык и литературу в общеобразовательной школе №4 города Москвы, была районным методистом.
С 1962 года профессиональная жизнь Генриэтты Григорьевны Граник была связана с Институтом психологии АПН СССР, а позже – Институтом психологии РАО. Она прошла путь от младшего научного сотрудника до заведующей лабораторией психологических основ построения школьных учебников, где занималась психологическими основами создания програмно-програмированных учебников по русскому языку. С 1997 года Г.Г. Граник являлась главным научным сотрудником Института психологии Российской академии образования.
Сферой научных интересов Генриэтты Григорьевны была педагогическая психология, преподавание русского языка в начальной и средней школе.
В 1965 году Генриэтта Григорьевна защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков, а в 1980 году – докторскую диссертацию по теме «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений».
16 июня 1992 года Генриэтта Григорьевна Граник была избрана членом-корреспондентом Российской академии образования, а 6 апреля 1995 года – академиком РАО, состояла в отделении психологии и возрастной физиологии Академии.
Генриэтта Григорьевна Граник посвятила свою жизнь науке и изучению психологических механизмов формирования грамотной речи учащихся, разработке теории создания школьного учебника нового типа по русскому языку, проблемам понимания учебного и художественного текстов. Её выдающимся теоретическим достижением является создание научного фундамента для построения учебников нового типа, сопровождающих весь ход обучения, а не только его интеллектуальную составляющую, что позволило создать принципиально новое направление в педагогической психологии – «Школьный учебник». Не менее выдающимися являются и прикладные результаты научного поиска Генриэтты Григорьевны – ею вместе с коллективом единомышленников созданы авторские учебники по русскому языку с 1-го по 9-й классы. А это более 50 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе и все они входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и успешно используются в этих учреждениях.
Г.Г. Граник опубликовано более 250 научных работ. Под научным руководством Генриэтты Григорьевны созданы экспериментальные учебники «Синтаксис и пунктуация русского языка» (три учебника) и учебные книги: «Секреты пунктуации» (М., 1987), «Секреты орфографии» (М., 1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (М., 1995); книги для учителя и учащихся по проблемам понимания текста («Когда книга учит» (М., 1988), «Как учить работать с книгой» (1995, три издания), «Дорога к книге» (М., 1996), «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8–11 классы» (М., 1999, 2001). Г.Г. Граник разработаны теоретические основы нового психолого-педагогического направления в учебниковедении – «Школьное литературоведение на психологической основе» (книги для учащихся «И снова о Пушкине» (М., 1999), «Драматурги, драматургия, театр» (М., 2001), «Русская литература: От былин до Крылова» (М., 2007), «Я – другой. М.Ю. Лермонтов» (М., 2011) (в соавт.).
Генриэтта Григорьевна Граник дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1997, 2008), лауреат премии им. К.Д. Ушинского, удостоена медали К.Д. Ушинского и почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Выражаем искренние соболезнования и сочувствие родным, близким, коллегам и ученикам Генриетты Геннадьевны Граник! Это невосполнимая утрата для российской науки и Академии!