РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Президент РАО рассказал о психологических аспектах дистанционного образования

Президент Российской академии образования академик РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России, главный внештатный педагог-психолог Минпросвещения РФ Юрий Петрович Зинченко на V Всероссийском совещании кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья рассказал о влиянии дистанционного образование на всех участников образовательного процесса, организации и координации психологического сопровождения образования в период пандемии COVID-19.

V ежегодное совещание
Юрий Петрович Зинченко

Юрий Петрович Зинченко детально рассказал о том, как в короткие сроки было организовано психологическое сопровождение системы образования в стране, а мировое психологическое сообщество объединилось для выработки объективной оценки и взвешенных подходов в борьбе с последствиями пандемии COVID-19 опираясь на осмысленный опыт, накопленный в разных странах.

«В психологическом сопровождении систем здравоохранения и образования в период пандемии важен, прежде всего, прикладной аспект. Мы все ждали появления вакцины, но не менее важным было поддержание психологического благополучия населения и формирования ситуации сотрудничества и доверия, благодаря усилиям и компетенциям специалистов, при которой люди были бы готовы сделать прививку», – рассказал академик.

Среди основных сложностей, с которыми пришлось столкнуться всем участникам образовательного процесса на дистанционном обучении, ученый выделил необходимость освоения цифровых образовательных платформ, снижение мотивации и уровня включенности обучающихся, кибербуллинг, депривацию живого общения преподавателя и обучающегося, проблемы самоорганизации в условиях дистанта, низкий уровень психологической готовности к дистанционному образованию, высокий уровень неопределенности и непредсказуемости.

Ю.П. Зинченко на V ежегодном совещании в ИЦ Сколково
Н.Б. Найговзина
Пленарное заседание
Участник V ежегодного совещания

Также Юрий Петрович, представил рекомендации Российского психологического общества по организации дистанционного обучения в школах и вузах. Ведущие специалисты РПО и РАО осуществляли бесплатные консультации на горячих линиях для школьников, студентов, учителей и преподавателей России. Был подготовлен цикл из 46 онлайн вебинаров и мастер-классов для школьников 8-11 классов по различным темам: психологической готовности к ЕГЭ и экзаменам, снижению учебного стресса, повышению уровня самоорганизации и саморегуляции в условиях дистанционного образования.

Для того, чтобы оценить динамику эмоционального состояния и когнитивных процессов, узнать, как и когда необходимо прислушаться к изменениям, происходящим в условиях самоизоляции и найти способы повысить собственную эффективность и хорошее настроение дома Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова совместно с Российским психологическим обществом, Российской академией образования и другими научными образовательными центрами запустили Всероссийский научный проект #Исследуемдома. Участие в исследовании приняли свыше 100 000 респондентов. Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российского союза ректоров.

Опыт психологического сопровождения пандемии COVID-19 в России и за рубежом будет обобщен в международной научной монографии на русском языке «Психологическое сопровождение в период пандемии» и специальном выпуске единственного в России научного периодического издания на английском языке по психологии Psychology in Russia, приглашенным редактором которого стал президент Китайского психологического общества Буксин Хан.

Всероссийское совещание кафедр организации здравоохранения и общественного здоровья проходит в пятый раз при поддержке Федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения и Фонда международного медицинского кластера. Пленарное заседание совещания было посвящено вызовам, с которыми столкнулись образовательные организации в 2020 году. Ведущие эксперты в течении двух дней будут делиться опытам, обсуждать проблемы и пути внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс.