РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Основные направления и проблемы доработки ФГОС основного общего образования обсудили в РАО

На прошедшем совместном заседании бюро Отделений философии образования и теоретической педагогики и общего среднего образования РАО Анна Лазебникова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» представила сравнительный анализ всех существующих вариантов проектов ФГОС основного общего образования. Ее доклад на тему «Основные направления и проблемы доработки Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» вызвал активную дискуссию участников заседания.

Докладчик подчеркнула, что в своей работе делала акцент только лишь на аспектах содержания образования, не касаясь иных частей ФГОСов, анализировать которые она посчитала не правильным для себя.

Во-первых, Анна Юрьевна отметила, что само понятие стандарта с 1992 года, когда оно впервые было закреплено в законе «Об образовании», претерпело заметные изменения. «Стандартом в широком смысле слова называется образец (эталон, модель), который принимается за исходный для сопоставления с ним других объектов… Стандартизацию принято рассматривать как установленную государством систему норм, правил и прочих регуляторов с целью достижения определенного гарантированного результата», — объяснила она. Принятые ФГОС предполагают обязательный минимум содержания образования основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты рассматривались как основа объективной оценки уровня образования выпускников. За полтора десятка лет произошло изменение понимания объектов стандартизации», — подчеркнула Лазебникова.

Докладчик на примерах проанализировала как изменившаяся трактовка понятия «образовательный стандарт» привела к трансформации структуры стандарта и какое влияние это произвело на систему общего образования страны.

«Найти адекватную статусу документа форму представления в стандарте базового компонента содержания образования, не разрушив при этом его каркас, оказалось очень непросто», — сказала Анна Юрьевна. Она описала особенности трех вариантов представления содержания в стандарте, которые были разработаны за три последних года. Особенно остановив внимание на ФГОС ООО, которые являются последним вариантом на данный момент. «Широкое обсуждение ФГОС ООО вполне предсказуемо показало, что наибольший интерес вызывают предметные требования, выносимые на аттестацию. Сама новая форма их предъявления не вызвала сколь-нибудь существенной критики. Замечания касались, в основном, отдельных формулировок требований, многие из участников отмечали их избыточность. Критиковалось также распределение требований по годам обучения.

Анализ высказанных замечаний и выдвинутых предложений определил направления дальнейшей доработки этих разделов стандарта, которая проводится теперь в экспертных группах… Остается надеяться, что группами экспертов будут найдены приемлемые в нынешних условиях решения и способы смягчения возможных рисков.», — заключила Лазебникова.

Ранее на предыдущем заседании бюро Отделений Наталья Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, руководитель Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» представляла доклад о проблемах внедрения и доработки ФГОС начального общего образования. По словам академика-секретаря Отделений философии образования и теоретической педагогики и общего среднего образования РАО Михаила Левицкого, работа в этом направлении будет продолжена.