РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Опыт 2020 года для будущего: как сделать онлайн-образование полноценной частью гуманитарного образования

31 марта 2021 года на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в смешанном формате прошла Международная научно-практическая конференция «Опыт 2020 года для будущего: как сделать онлайн-образование полноценной частью гуманитарного образования», организованная Российской академией образования и юридическим факультетом МГУ совместно с Центром Разработки Мультимедийных Материалов и НОЦ «Цифровая образовательная среда».

Открывая конференцию, член-корреспондент РАО, декан юридического факультета МГУ Александр Константинович Голиченков отметил, что целью конференции является систематизация полученного за 2020 год опыта формирования единой цифровой образовательной среды университета.

Участие в работе конференции приняли представители образовательных организаций из разных регионов страны, представляющие опыт перехода на дистанционный формат обучения в своих вузах и школах. Секретарь по иностранным делам Правовой школы Нанкинского педагогического университета Юй Хаймэй рассказала о преимуществах и недостатках онлайн-обучения юристов в КНР. «Эпидемия изменила нашу привычную жизнь и формат обучения, но переход на дистанционную форму обучения помог нам быстро преодолеть эти трудности, а нашим студентам удаленно защитить свои диссертации», –  отметила Юй Хаймэй. Главными недостатками онлайн-обучения учёная считает отсутствие равного доступа к техническому оборудованию и высокоскоростному интернету у всех студентов и невозможность проверить вовлеченность учащихся во время занятий».

По словам руководителя отдела международного сотрудничества Coursera for Campus Керри Хоучен, к 2025 году в мире появится около 98 млн. рабочих мест в сфере разработки программного обеспечения и работы с данными. «Сейчас, в топе самых востребованных вакансий лидируют технические специальности. Это означает, что навыки, необходимые для этих профессий будут влиять на все сферы профессиональной деятельности, в том числе, и на юриспруденцию», – заключила она.

Декан факультета права Высшей школы экономики Вадим Александрович Виноградов считает, что за прошедший год в обществе изменилось отношение к процессу обучения. «Сегодня мы чувствуем колоссальное давление со стороны образовательных платформ и иностранных вузов, которые реализуют программы онлайн-обучения, – сказал Вадим Александрович. – Предположу, что в течение пяти лет крупные технологические компании совместно с отдельными вузами запустят свои программы бакалавриата и магистратуры, что повлечёт за собой отток студентов из классических университетских вузов. Особенно, если они будут получать эквивалентный диплом».

На конференции выступил член Экспертного совета НОЦ «Цифровая образовательная среда» Сергей Андреевич Замараев, который отметил, что ограничения в связи с эпидемиологической обстановкой в мире способствовали развитию смешанного обучения. «Смешанное обучение даёт возможность накапливать информацию об освоенном знании. Имея статистику по тому, как студенты проходят предмет и посещают очные мероприятия, мы можем выявлять проблемные места в обучении как отдельного студента, так и группы в целом, и что важно – строить прогнозы на будущее», – сказал Сергей Андреевич.

В дискуссии приняли участие российские и иностранные специалисты образовательной сферы, которые обсудили преимущества и недостатки онлайн-образования, способы повышения его эффективности, применение цифровых инструментов в профессиональном развитии и обучении и использование соцсетей и мессенджеров в образовательном процессе.