РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Президиум РАО

Обновление ФГОСов основного общего образования и ФГОСов начального общего образования обсудили в РАО

Очередное заседание президиума Российской академии образования состоялось 24 апреля 2019 года. Основными вопросами повестки дня стали обновление ФГОСов основного общего образования, ФГОСов начального общего образования, а также достижения и перспективы развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Для участия в дискуссии заседание посетили представители Министерства просвещения РФ, Министерства и науки и высшей школы РФ, Министерства Здравоохранения РФ, члены Академии и представители СМИ.

Заседание Президиума Академии началось с торжественных процедур. Диплом и удостоверение академика РАО получил Юрий Соломин, художественный руководитель Государственного академического Малого театра России, диплом профессора РАО был вручен Алексею Фасоле, доктору педагогических наук, доценту, ведущему научному сотруднику федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», Юлия Жемерикина, кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой гуманитарных и общественных наук федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «МИРЭА – Российский технологический университет» получила диплом доцента РАО.

О достижениях и перспективах развития ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью рассказала в своем докладе заведующая отделением специальной психологии и коррекционного обучения ФГАУ Министерства здравоохранения РФ «Национальный медицинский исследовательский Центр Здоровья Детей», член-корреспондент РАО Светлана Лазуренко.

Светлана Борисовна доложила результаты научного поиска, который начался более 20 лет назад по инициативе двух академиков Николая Малофеева и Александра Баранова, и осуществлялся в двух научных учреждениях страны: «Национальном медицинском исследовательском Центре Здоровья Детей» и Институте коррекционной педагогики РАО. «Ситуация, которая складывается сейчас в стране, такова: с одной стороны, увеличивающееся количество детей, с другой, сложная демографическая ситуация: лишь 19% населения – дети. Из них около 2%, дети, которые будут признаны инвалидами», — объяснила остроту проблемы Лазуренко. Описав проделанную работу, она продемонстрировала, в том числе на конкретных примерах, результаты помощи таким детям, которые стали возможны благодаря создаваемой в стране системе ранней помощи.

«Мы увидели прекрасные примеры и выхаживания детей, которые были практически обречены на бесперспективное будущее, и разработанное методическое обеспечение для работы с этими детьми, и курсы для родителей и специалистов, и наборы от развивающих игр до специализированной одежды. Сейчас 93% инвалидизированных детей остаются в семьях. Это наш ответ сиротству, это и укрепление семьи, которая воспитывает такого ребенка. Это очень хороший результат и показатель эффективности межведомственного взаимодействия», — подвел итог выступления Николай Малофеев, вице-президент РАО, директор Института коррекционной педагогики РАО:

Целью обсуждения вопроса «О Федеральных государственных стандартах основного общего образования и о Федеральных государственных стандартах начального общего образования», было обсудить различные точки зрения на них.

Предваряя обсуждение Павел Зенькович, Статс-секретарь — заместитель Министра просвещения РФ, обозначил стратегические линии, которыми руководствовались разработчики стандартов. Он поблагодарил создателей действующих стандартов, благодаря которым «была открыта дорога к тому, что мы называем вариативностью и свободой учителя, что помогло многим педагогическим организациям сделать качественный рывок в своей работе», а также обрисовал основные запросы к стандартам, появившиеся в последние годы со стороны педагогического и родительского сообществ.

«По большому счету решается одна из важнейших задач, которые ставит перед нами президент: обеспечение единого образовательного пространства в стране. В работе над стандартами было проделано многое. Не только в том, что касается содержания образования, но и с тем разделом, который называется «Требования к условиям реализации программы». Работа была сложной, и, по итогам общественного обсуждения, мы будем ее продолжать. Мы активно собираем мнения и замечания. Сейчас мы находимся в моменте, когда нам важно услышать все мнения, чтобы потом принять консенснусное и понятное всем коллегам решение», — сказал Павел Станиславович.

Свои мнения и замечания по этому актуальному вопросу высказали Екатерина Бебелюк, Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ, и.о. академика-секретаря Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, и.о. академика-секретаря Отделения общего среднего образования, академик РАО Михаил Левицкий, ректор МПГУ, член-корреспондент РАО Алексей Лубков, ректор МГПУ, член Президиума РАО Игорь Реморенко, ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, член-корреспондент РАО Сергей Богданов, академик РАО, академик РАН Алексей Семенов, директор Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО), председатель постоянной комиссии по образованию и науке при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, академик РАО Александр Асмолов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», академик РАО Виктор Болотов, директор Психологического института РАО, академик РАО Виталий Рубцов.

По словам президента РАО Юрия Зинченко, в обсуждении были представлены практически все существующие точки зрения. «Наша задача была обозначить их крупными мазками. Мы ее выполнили. Сегодня состоялся очень важный разговор», — подвел итог обсуждению Юрий Петрович.

Завершая заседание, президент РАО отметил, что это был первый обмен мнениями и теперь задача ученых – подготовить конкретные предложения по доработке проекта стандартов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 апреля 2019 года № 434 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», РАО назначена ответственной за экспертизу ФГОС.

Следующее заседание Президиума РАО запланировано на 22 мая 2019 г.