РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-образовательный Форум «Россия – Китай: новые грани и перспективы гуманитарного сотрудничества» прошел в РАО

16-18 октября 2019 года Российская академия образования при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Комитета ГД РФ по образованию и науке, Посольства КНР в РФ, МГУ имени М.В. Ломоносова, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» провела Международный научно-образовательный Форум «Россия — Китай: новые грани и перспективы гуманитарного сотрудничества», посвящённый 70-летию Китайской Народной Республики и 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем, а также 20-летию деятельности Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству.

На открытии Пленарного заседания Форума собравшихся приветствовал Президент РАО Юрий Зинченко. В адрес участников поступило приветствие от Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в РФ Чжан Ханьхуэй, которое озвучил Цао Шихай — министр-советник Посольства КНР в РФ.

Президент РАО, поздравляя собравшихся с юбилейными датами, отметил: «Для нас, академии образования, крайне интересны реформы в китайском образовании и те изменения, которые в нем происходят. Для участия в Пленарном заседании Форума зарегистрировались более 350 человек. Это российские и китайские ученые, представители органов государственной власти, научно-педагогической общественности, деловых кругов и СМИ».

Министр-советник Посольства КНР в РФ подчеркнул, что проведение Форума является знаменательным событием в развитии сотрудничества России и Китая в сфере образования. «В июне этого года Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин заявили о развитии всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху. Отношения между Китаем и Россией вышли на более высокий уровень развития. Это уникальная возможность и колоссальный потенциал как друг для друга, так и для мирового сообщества в целом.

Мы с радостью наблюдаем, что Китай стал самой предпочтительной страной среди российских абитуриентов при получении высшего образования за рубежом. В 2018 году в китайских вузах проходили обучение 20 тысяч российских студентов. В российских высших учебных заведениях – 35 тысяч китайских студентов.

У китайско-российской дружбы есть последователи и ее ждет блестящее будущее. Это совместное достижение и почет для педагогов Китая и России», — процитировал он приветствие Чрезвычайного и Полномочного Посла КНР в РФ – Чжан Ханьхуэй.

Олег Смолин, академик РАО, первый заместитель Комитета по образованию и науке ГД РФ, приветствовал собравшихся от имени Государственной думы РФ. «По моему глубокому убеждению, то, чем мы занимаемся, а именно образование, является одним из ключевых факторов развития общества в целом и чем выше уровень цивилизации, тем этот фактор важнее… Нам есть, чему учиться друг у друга, и есть основания для успешного взаимодействия двух стран в сфере образования», — сказал он.

Ли Хунтянь, профессор, директор института модернизации образования КНР, призвал всех взяться за руки и плечом к плечу строить совместное будущее, делать образование открытым, лучшим и работать на благо народов наших стран. «Сегодня мы собрались вместе, потому что перед нами стоят не только общие цели и задачи, мы также сталкиваемся с общими вызовами. На самом деле это большая возможность обсудить важные вопросы, что имеет огромное значение для нашего сотрудничества», — подчеркнул он.

Сергей Малых, академик РАО, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО акцентировал внимание на очень важном аспекте – развитии психологической службы в образовании.

«Те задачи, которые решает психологическая служба – общие и для российского, и для китайского образования. Конечно есть определенная специфика в системе образования двух стран. Современное образование, это особенно видно в тех исследованиях, которые проводят в КНР, опирается на междисциплинарные исследования. Эти исследования привлекают методы и подходы других наук, это и информатика, и психология, и нейропсихология».

В рамках Пленарного заседания прошла презентация книги: «Россия-Китай: тенденции развития образования в ХХIв.». Книга российских и китайских авторов вышла на 2 языках (на русском и китайском), что имеет важное значение для сфер образования и науки России и Китая. Владимир Борисенков – д.п.н., проф., академик РАО, заведующий кафедрой философии и истории образования МГУ имени М.В. Ломоносова, автор и руководитель проекта, ответственный редактор книги с российской стороны, рассказал об издании. «На первом плане следующие вопросы: стратегия образовательных реформ, управление образованием, финансирование образования, реформа содержания обучения, реформа воспитания, негосударственное образование, высшее и профессионально-техническое образование, информатизация образования. Мы таким образом охватили все аспекты образовательной политики и практики модернизации сфер образования и науки наших стран», — объяснил он.

Подтверждением развития двусторонних отношений стало подписание Соглашений о сотрудничестве между Институтом стратегии развития образования РАО и Институтом модернизации образования провинции Цзянсу КНР. Институтом педагогического образования Янчжоуского университета и ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет».

Также в рамках работы Форума состоялись: рабочая встреча в Комитете ГД РФ по образованию и науке «Российско-китайское сотрудничество в сферах образования и науки: возможности и перспективы»; расширенное заседание Научного совета по сравнительной педагогике при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО «Тенденции и перспективы развития исследований в области экспорта образования и рейтинг университетов двух стран»; круглый стол в МГУ им. М.В. Ломоносова «Подготовка педагогов в условиях информационного общества: опыт России и Китая»; стратегическая проектная сессия: «Современные методология и технологии подготовки педагогических кадров в условиях информационного общества» в МПГУ; научно-практический семинар «Изучение и обмен опытом развития систем педагогического образования России и Китая». Кроме того, были проведены научные секции по темам «Модернизация современного образования: тенденции и перспективы развития» и «Развитие личности в условиях информационного общества», В Форуме приняли участие представители исполнительных и законодательных органов, члены Российской академии образования и ее Президиума, представители научно-педагогического сообщества и деловых кругов, представители СМИ.

Форум продлился три дня. Его мероприятия прошли на площадках Российской академии образования, Государственной Думы РФ, МГУ имени М.В. Ломоносова, МПГУ и РГПУ имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).

В его работе приняли участие более 500 человек.

Форум Россия Китай 9
Форум Россия Китай 4
Форум Россия Китай 5
Форум Россия Китай 6
Форум Россия Китай 7
Форум Россия Китай 8
Форум Россия Китай 10

В ходе работы Форума в результате обсуждения представленных докладов, проектов, технологий были выработаны актуальные практико-ориентированные направления модернизации систем образования и науки как в России, так и в Китае; предложены концептуальные идеи в направлении междисциплинарных сравнительных исследований учёными двух стран; заключены соглашения о сотрудничестве между Институтами из КНР и вузами партнёрами РАО.

Разнообразные мероприятия, проведённые в рамках Форума, выработанные практические рекомендации подтверждают, что настоящий Форум, как и деятельность Российской академии образования в целом, направлены на решение задач национального проекта «Образование», а также способствуют гуманитарному международному сотрудничеству и подготовке кадров для экономики в информационную эпоху.

По итогам работы Форума принята Резолюция, анонсированы новые совместные научно-образовательные проекты, направленные на расширение сотрудничества в сфере науки и образования между Россией и Китаем.