РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Мухина В.С.

Научная группа РАО И МПГУ в рамках реализации программы «Профильной лидерской смены» посетила ВДЦ «Орленок»

В рамках восьмой смены лагеря «Комсомольский» ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок» действовала программа «Профильная лидерская смена», в которой приняли участие подростки от 12 до 16 лет, участники детских общественных объединений и организаций, мотивированные на личностное развитие и реализацию полученных лидерских компетенций в обществе, а также прошедшие конкурсный отбор подростки, воспитывающиеся в приемных семьях и интернатных учреждениях.

Научный руководитель программы – академик РАО, доктор психологических наук, почетный профессор МПГУ, научный руководитель кафедры психологии развития личности МПГУ Валерия Сергеевна Мухина. В состав научной группы вошли специалисты РАО и МПГУ.

В мероприятии приняли участие свыше пятидесяти человек, в том числе 18 детей-воспитанников интернатных учреждений.

Цель программы – создание условий для эффективного развития личности в условиях временных объединений и построения особого типа развивающей среды на основании фундаментальных постулатов научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности».

В результате теоретических бесед и практических занятий у подростков сформировались предпосылки к осознанию собственной внутренней позиции личности, к постоянному движению к развитию себя как уникальной личности и социальной единицы. Помимо этого подростки приблизились к пониманию того, что в социальных отношениях всегда существуют проблемные ситуации и, следовательно, – к потребности видеть эти проблемные ситуации и решать их; к пониманию необходимости делать свой выбор; к формированию ценностного отношения к себе, другим, Отечеству и человечеству. 

участники смены
практическое занятие
инициация послушанием

Основной акцент в Смене сделан на специальных упражнениях – психологических инициациях как особых условиях развития личности подростков. В период Смены были проведены инициации: послушанием, физическими трудностями, высших психических функций, свободой, одиночеством. 

Идея программы инициаций разрабатывалась в период с 1992 по 1999 гг., проходила апробацию в зимние и летние каникулы с подростками в различных лагерях России. С 1994 г. по 2000 г. осуществлялась специальная программа «Будущие лидеры России» ВДЦ «Орленок» под эгидой Российской академии образования. С 2010 года по 2017 год проводилось исследование эффективности программы социального воспитания подростков из интернатных учреждений Иркутской области. 

Реализованная в 2018 году программа «Профильной лидерской смены» интегрировала накопленный ранее опыт. Помимо этого, впервые была разработана и проведена инициация высших психических функций, включающая в себя работу на тестовом стенде «А-Теста «ВИ.ЗИ.ЭС», разработанного В.С. Мухиной.

Основные результаты реализации программы: развитие и формирование способности подростков к рефлексии на себя, на других, на общественные процессы; формирование ответственного отношения к собственной внутренней позиции; развитие умения адекватно использовать присущие человеку механизмы идентификации и обособления в процессе межличностного общения; расширение кругозора подростков в вопросах факторов, определяющих развитие и бытие человеческой личности; передача подросткам знаний о современных принципах управления людьми и саморазвитии, о современных принципах ориентации в информационном и социальном пространствах, с точки зрения поиска перспективных моделей успешного поведения в быстро меняющихся условиях общественной и экономической жизни.