РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: В.С.Басюк Мухина В.С.

Научная группа РАО И МПГУ в рамках реализации программы «Профильной лидерской смены» посетила ВДЦ «Орленок»

В рамках восьмой смены лагеря «Комсомольский» ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орленок» действовала программа «Профильная лидерская смена», в которой приняли участие подростки от 12 до 16 лет, участники детских общественных объединений и организаций, мотивированные на личностное развитие и реализацию полученных лидерских компетенций в обществе, а также прошедшие конкурсный отбор подростки, воспитывающиеся в приемных семьях и интернатных учреждениях.

Научные руководители программы: академик РАО, доктор психологических наук, почетный профессор МПГУ, научный руководитель кафедры психологии развития личности МПГУ Валерия Сергеевна Мухина, заместитель президента Российской академии образования, профессор РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии развития личности МПГУ Виктор Стефанович Басюк. В состав научной группы вошли специалисты РАО и МПГУ.

В мероприятии приняли участие свыше пятидесяти человек, в том числе 18 детей-воспитанников интернатных учреждений.

Цель программы – создание условий для эффективного развития личности в условиях временных объединений и построения особого типа развивающей среды на основании фундаментальных постулатов научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности».

В результате теоретических бесед и практических занятий у подростков сформировались предпосылки к осознанию собственной внутренней позиции личности, к постоянному движению к развитию себя как уникальной личности и социальной единицы. Помимо этого подростки приблизились к пониманию того, что в социальных отношениях всегда существуют проблемные ситуации и, следовательно, – к потребности видеть эти проблемные ситуации и решать их; к пониманию необходимости делать свой выбор; к формированию ценностного отношения к себе, другим, Отечеству и человечеству. 

участники смены
практическое занятие
инициация послушанием

Основной акцент в Смене сделан на специальных упражнениях – психологических инициациях как особых условиях развития личности подростков. В период Смены были проведены инициации: послушанием, физическими трудностями, высших психических функций, свободой, одиночеством. 

Идея программы инициаций разрабатывалась в период с 1992 по 1999 гг., проходила апробацию в зимние и летние каникулы с подростками в различных лагерях России. С 1994 г. по 2000 г. осуществлялась специальная программа «Будущие лидеры России» ВДЦ «Орленок» под эгидой Российской академии образования. С 2010 года по 2017 год проводилось исследование эффективности программы социального воспитания подростков из интернатных учреждений Иркутской области. 

Реализованная в 2018 году программа «Профильной лидерской смены» интегрировала накопленный ранее опыт. Помимо этого, впервые была разработана и проведена инициация высших психических функций, включающая в себя работу на тестовом стенде «А-Теста «ВИ.ЗИ.ЭС», разработанного В.С. Мухиной.

Основные результаты реализации программы: развитие и формирование способности подростков к рефлексии на себя, на других, на общественные процессы; формирование ответственного отношения к собственной внутренней позиции; развитие умения адекватно использовать присущие человеку механизмы идентификации и обособления в процессе межличностного общения; расширение кругозора подростков в вопросах факторов, определяющих развитие и бытие человеческой личности; передача подросткам знаний о современных принципах управления людьми и саморазвитии, о современных принципах ориентации в информационном и социальном пространствах, с точки зрения поиска перспективных моделей успешного поведения в быстро меняющихся условиях общественной и экономической жизни.