РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: А.А. Реан В.С. Собкин С.Б.Малых

Межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе»

13 июня 2018 года в Москве прошел очередной межвузовский семинар «Проблемы профилактики асоциального поведения в семье и школе». Организатором семинара является Лаборатория профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики», партнеры семинара – Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГПУ им. А.И. Герцена, Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского.

Семинар был посвящен рассмотрению генетических аспектов агрессивного поведения.  Со вступительным словом выступил академик РАО, руководитель Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики», председатель совета РАО по вопросам семьи и детства Артур Александрович Реан.

В качестве основного докладчика на семинаре выступил академик РАО, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО, заведующий Лабораторией возрастной психогенетики ПИ РАО, доктор психологических наук, профессор Сергей Борисович Малых. Основное содержание доклада Сергея Борисовича было посвящено развитию методологии психогенетических исследований на примере работ, в фокусе которых оказалась оценка генетической обусловленности асоциального и агрессивного поведения.

Согласно полученным в рамках классической методологии психогенетических исследований данным, колебания наследуемости признаков составляют от 0 до 77% для разных показателей. Если говорить о наследуемости агрессивности – наиболее ценные данные получены в рамках Миннесотского проекта на выборке разлученных близнецов, показатель наследуемости составил 80%.

С развитием технологий появляется все большая возможность учета различных факторов в анализе генетической обусловленности поведения так, например, при появлении метода искусственного оплодотворения для исследователей психогенетики открылась возможность для оценки пренатальных факторов. 

Наиболее актуальные достижения в изучении генетических основ поведения связаны с секвенированием генома человека и получены в рамках такого направления, как геномика. В исследованиях по геномике поведения ставится вопрос, каким образом экспрессия гена связана с теми или иными психологическими признаками. На данный момент является вполне очевидным то, что один ген не может быть связан с признаком (поведением), т.к. в регуляции сложных форм поведения участвуют тысячи генов, при этом речь идет о сложных взаимодействиях между ними.  В рамках данного подхода ставится задача выявления однонуклеотидных полиморфизмов в ряде генов для некоторых признаков.

Исследования генов-кандидатов, т.е.  генов, которые могли бы быть связаны с проявлением сложного признака либо с возникновением заболевания, применительно к оценке агрессии свидетельствуют о том, что наиболее важную роль в данном процессе играют гены, связанные с регуляцией нейротрансмиттеров – дофамина и серотонина.

 Для психологов наиболее интересным является вопрос эпигенетической изменчивости поведенческих характеристик. Под эпигенетической изменчивостью понимают разнообразные наследуемые, хотя, возможно, и обратимые изменения экспрессии генов, не связанные с нарушением структуры генетического материала. Эпигенетическая регуляция резко увеличивает возможности взаимодействий между генами, их продуктами и факторами окружающей среды.

В данном явлении значительную роль играет процесс метилирования, оказывающий значительное влияние на экспрессию тех или иных генов. Так, например, в исследованиях на мышах было установлено, что профиль метилирования существенно отличается в зависимости от воздействия средовых факторов – в частности, отлучения от матери.

За докладом последовала дискуссия.  Так, в частности, директор Института социологии образования РАО, академик РАО Владимир Самуилович Собкин поднял вопрос о том, как данные психогенетических исследований могут быть полезны психологу для понимания сложных форм поведения (например, действий персонажей Шекспира). Заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья, кандидат психологических наук, доцент Сергей Николаевич Ениколопов отметил, что сератонинергическая и дофаминергическая системы также значимо связаны с развитием таких нарушений как МДП и шизофрения. Также было выдвинуто предположение, что несколько схожие генетические механизмы лежат и за развитием агрессивности. Директор центра исследований современного детства Института образования НИУ «Высшая школа экономики», профессор Катерина Николаевна Поливанова подчеркнула важный момент в эволюции психогенетических исследований – от противопоставления генотипа и среды как отдельных факторов, влияющих на поведение, к их взаимодействию – изменению экспрессии генов под влиянием среды.

В завершении семинара, Артур Александрович Реан особо подчеркнул, что в настоящем докладе речь шла о том, что   генетическая регуляция сложных форм поведения находится в плотном взаимодействии с социальными факторами – указанные подходы дополняют друг друга, а не противопоставляются.