РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Президиум РАО

Как Академия участвует в реализации «Десятилетия детства» и совершенствование номенклатуры научных специальностей обсудили в РАО

Очередное заседание Президиума Российской академии образования состоялось 23 октября 2019 года. Основными вопросами повестки дня стали реализация Академией Указа Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и совершенствование номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени и научные подходы к психологическому сопровождению медицинской деятельности.

В дискуссии приняли участие помимо членов Президиума представители федеральных министерств, члены Академии, представители научно-педагогического сообщества, общественные деятели.

Заседание Президиума Академии началось с торжественных процедур. Медаль «За выдающиеся заслуги» Российской академии образовании была вручена Зинаиде Драгункиной, советнику Мэра Москвы — за особый вклад в развитие наук об образовании и воспитании в России. Медаль имени М.Н. Скаткина Российской академии образования – Сергею Неверковичу, д.пед.н., профессору, академику РАО, состоящему в Отделении образования и культуры РАО, – за значительный вклад в развитие научной и образовательной деятельности. Дипломы профессора Российской академии образования получили: Борис Величковский д.п.н., доцент, профессор факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». Вадим Емелин, д.филос.н., доцент, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». Борис Борисович и Вадим Анатольевич вошли в состав Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Ашот Кагосян, д.п.н., директор ЧУ ПОО «Академический колледж». Ашот Саратович прикреплен к Отделению философии образования и теоретической педагогики РАО.

Дипломы доцента Российской академии образования были вручены: Александре Долгих, к.п.н., научному сотруднику лаборатории политической психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». Оксане Климовой, к.п.н., научному сотруднику лаборатории психологии труда факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». Артёму Ковалёву, к.п.н., доценту кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». Вновь избранные доценты РАО прикреплены к Отделению психологии и возрастной физиологии РАО.

О реализации Российской академией образования Указа Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», рассказала в своем выступлении и.о. вице-президента РАО академик РАО Лариса Цветкова. Она проинформировала о том, что уже фактически сделано в Российской академии образования для реализации этого Указа Президента РФ. «Как минимум три пункта непосредственно касаются деятельности РАО. Например, “Реализация концепции развития психологической службы в системе образования”. В РАО в 2018 году был создан Федеральный ресурсный центр развития психологической службы в системе образования. Основные направления его деятельности связаны, например, с мониторингом и информационно-аналитической деятельностью. В этом году на платформе Дата-центра РАО было проведено масштабное мониторинговое исследование психологических служб в Российской Федерации. В его рамках мы выяснили, чем же занимаются психологи в регионах, как обеспечена их служба, каков кадровый потенциал. В исследовании приняли участие 25 тысяч директоров школ и 16 тысяч педагогов-психологов», — сказала Лариса Александровна. Она кратко описала полученные результаты и сделанные на их основе выводы.

«Российская академия образования много работает с цифровым обществом. И в самой РАО и на ее региональных площадках проходили круглые столы и обсуждения проекта по использованию гаджетов в школах. По их результатам совместно с Минпросвещения были подготовлены методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. Еще один важнейший проект – федеральный лонгитюдный проект «Растем с Россией». В его рамках будет происходить изучение факторов и механизмов формирования успешности в обучении на протяжении всей школьной жизни. Наконец, важное направление работы – это разработка концепции эффективной ресоциализации дивергентных подростков», — проинформировала академик. Она озвучила некоторые предложения, связанные с документом, реализация которых позволила бы Российской академии образования быть еще более полезной для его реализации. 

Советник мэра Москвы Зоя Драгункина: «В течение пяти лет работала «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы». Президент оценил ее реализацию как успешную. Ряд её положений только набирают обороты в реализации. Поэтому Совет Федераций принял решение продолжить эту работу и объявить десятилетие детства». Она призвала ученых РАО проанализировать план его реализации и внести предложения о том, как сделать его еще более эффективным.

По вопросу «О совершенствовании номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» выступили несколько спикеров. Главный ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ Игорь Мацкевич осветил суть вопроса. «Номенклатура научных специальностей утверждена приказом профильного министерства более десяти лет назад. Решение ВАК о необходимости его обновления было принято в декабре 2018 года», — сказал он. Он рассказал в чем принципиальное отличие предлагаемой номенклатуры и о том, как идет работа в этом направлении, попросив членов РАО рассмотреть вопрос с разных точек зрения, не ограничиваясь науками об образовании. «Новая номенклатура научных специальностей должна как минимум отражать те изменения, которые произошли, прогнозировать и закладывала возможность оперативно реагировать на те изменения, которые несомненно будут происходить в ближайшем будущем», — подчеркнул он.

Директора Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Сергей Пахомов отметил, что актуальная номенклатура фактически, действует с 2009 года. «Одним из главных итогов работы над ней не только в том, что должна произойти систематизация существующих знаний, но по сути дела должна появиться прогнозная оценка появления новых комплексных областей научных исследований», — подчеркнул он. Профессор кафедры теории и истории педагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» академик РАО Алла Тряпицына, познакомила с организацией работы, которая ведется в Экспертном совете по педагогике и психологии по обсуждению вопросов номенклатуры научных специальностей по педагогике, психологии и по их паспортам. Рассказала о логике, которой руководствовались члены совета, принимая те или иные решения, к каким результатам пришли и каких консолидированных позиций удалось достигнуть. «Любые реформы эффективны лишь тогда, когда в их разработке, обсуждении, планировании, а не только реализации вовлечены те, на кого они рассчитаны», — заявила она.

Члены президиума заслушали доклад заместителя декана факультета клинической психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова» доктора психологических наук Т.С. Бузиной «Научные подходы к психологическому сопровождению медицинской деятельности». Сообщение вице-президента РАО академика РАО Н.Н. Малофеева «О текущем рассмотрении проектов изменений Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и начального общего образования», и решили ряд административных вопросов.

Следующее заседание Президиума РАО запланировано на 20 ноября 2019 г.