РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: новости РАО события

К вопросу о стандарте учебно-материальной базы общеобразовательной школы

29 мая 2014 г. состоялось очередное заседание Бюро Отделения общего среднего образования РАО. На заседании был заслушан доклад члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, зав.сектором средств обучения ФГНУ ИСМО РАО Татьяны Сергеевны Назаровой, посвященный проблемам стандартизации учебно-материальной базы общеобразовательной школы в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

По мнению докладчика, разработчики Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС), определяя его цели и задачи, основывались не только на понимании ключевой роли образования как ведущей социокультурной деятельности, но и на необходимости создания новой образовательной среды жизнедеятельности школы. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения отличает три составляющие – Требования к результатам освоения общеобразовательных программ, структуре программ и условиям осуществления образовательного процесса. Эти составляющие представляют систему и разрабатываются в единстве и тесной связи.

Важнейшим звеном этого триединства являются материально-технические требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые будут определять успешность:

•    формирования готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

•    проектирования и конструирования развивающей информационно-предметной среды образовательного учреждения;

•    организации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;

• построения образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Новые стандарты требуют соответствующей информационно-предметной среды для организации разнообразных видов деятельности учителя и обучающихся: самостоятельных работ проблемного, опытно-исследовательского характера, творческих практических и лабораторных работ, наблюдений.

В докладе были представлены результаты исследований в области проектирования инфраструктуры новой школы, результаты мониторинга современного материально-технического оснащения школ, обоснована необходимость введения стандарта учебно-материальной базы.

Бюро Отделения отметило актуальность разработки системы нормативных документов для материально-технического обеспечения основных образовательных программ ФГОС. Дискуссия показала единство взглядов Бюро Отделения в необходимости разработки обязательного минимума содержания образования, без которого дальнейшие попытки стандартизации учебно-материальной базы общеобразовательной школы могут быть обречены на провал.

Следующее заседание Бюро Отделения запланировано на 19 июня 2014 г.