РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Главная фигура дошкольного образования – это воспитатель

В ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная первому Всероссийскому форуму работников дошкольного образования «Ориентиры детства».

Организаторами форума выступили Российские общество «Знание», Общественная палата Российской Федерации, Международная педагогическая академия дошкольного образования и Ассоциация развития качества дошкольного образования.

Об идее проведения форума, его основных задачах, а также о том, как должен меняться педагог в современном мире, рассказали приглашенные гости, среди которых заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, председатель Российского общества «Знание» Любовь Николаевна Духанина, президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Минимулловна Дорофеева, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) Николай Евгеньевич Веракса и первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты Российской Федерации Людмила Васильевна Дудова.

«Предстоящий форум призван помочь педагогам: кому-то продемонстрировать собственные разработки, а кому-то – познакомиться с тем новым, что есть в дошкольном образовании», – отметила Л.Н. Духанина.

Любовь Николаевна подчеркнула, что возрос уровень профессиональных компетенций воспитателей. Только 8% дошкольных педагогов сегодня признаются, что их знаний о воспитании детей недостаточно, 29% отмечают, что работают с психологами и врачами, когда выстраивают работу с детьми, и почти половина соглашается, что воспитательная работа в их детских садах организована эффективно.

«Требуется время и усилия, чтобы новые технологии вошли в практику нашей жизни. Традиционные способы повышения квалификации уходят на второй план, педагоги сегодня говорят, что им недостаточно существующей системы повышения квалификации. Очень важно находить новые инструменты для такой работы: мастер-классы, тренинги, конкурсы профессионального мастерства. К таким площадкам относится и форум «Ориентиры детства». Российское общество «Знание» активно поддерживает такие необычные, современные форматы и выступило со-организатором мероприятия. На площадке форума наряду с учеными впервые выступят представители бизнеса, коучи по личностной мотивации. Гости форума смогут познакомиться с лучшими практиками, которые существуют сегодня в дошкольном образовании», – подытожила Любовь Николаевна Духанина.

Н.Е. Веракса отметил, что видит предстоящий форум как поиск адекватных форм взаимодействия и поддержки специалистов в области дошкольного образования.

«Ребенок-дошкольник – это наше будущее.  Мы должны смотреть на ребенка не как на неумелого, малообразованного и малознающего. Надо смотреть на него как на носителя нашего будущего. Его возможности безграничны. А раз так, мы должны с ним общаться по-другому, а для этого необходимо готовить педагогов. Одно из направлений, которые мы пытаемся осуществить, – создать в дошкольном образовании пространство для детской реализации. У ребенка, который понимает, что он может себя реализовать, повышается социальная мотивация», – сказал Николай Евгеньевич.

В своем выступлении президент АРКАДО Э.М. Дорофеева выделила три составляющих качества дошкольного образования:

  1. материальная: здания, мебель, игрушки;
  2. условия труда для педагогов: сокращение численности детей в группе детского сада, минимальное административное давление, зарплата и престиж профессии;
  3. педагог, его образованность, компетенции, любовь к детям.

Э.М. Дорофеева уверена, что воспитатель должен знать не только психологию дошкольника, вооружиться методиками и хорошими образовательными программами, он должен быть свободной личностью, иначе не сможет воспитать свободного гражданина.

Эльфия Минимулловна считает, что самой болевой точкой дошкольного образования являются взаимоотношения взрослого и ребенка. Воспитателю важно видеть в ребенке личность. Необходимо выстраивать отношения без приказов. Не учить, а разжигать      внутренний интерес. Не подавлять, а помогать развиваться, проявлять себя. «Педагог, как сказал Л.С. Выготский, должен работать в зоне ближайшего развития ребенка. Он должен знать, как развивается ребенок, чтобы давать ему задания по силам, по возрасту, но чтобы не было слишком просто. Все это должен делать педагог новой формации», – подчеркнула президент АРКАДО.

Э.М. Дорофеева также рассказала о проекте «Звезды дошкольного образования». Это общероссийское движение, в которое вступит большинство детских садов России. Его цель – объединить усилия педагогов, государства и общества с тем, чтобы перевести качество дошкольного образования на новый уровень. Проект предусматривает систему ранжирования детских садов звездами, от 1 до 5, за достижение определенного уровня качества образования. Переходя на новый уровень, детский сад будет получать звезду, сертификат соответствия, благодарность органов управления образованием, ряд привилегий от коммерческих компаний-участников проекта. «Звезды дошкольного образования» будут презентованы на форуме и станут тем продолжением, которое мотивирует педагогов на дальнейшие свершения.

В рамках пресс-конференции Эльфия Минимулловна рассказала о формате предстоящего форума, который предполагает три категории спикеров: представители власти, которые расскажут, что делается со стороны государства для развития дошкольного образования; контентные спикеры, которые познакомят педагогов с новейшими методиками дошкольного образования, и мотивационные спикеры, которые призваны наполнить педагогов энергией для работы, помочь развиваться.

Отвечая на вопросы журналистов, Людмила Васильевна Дудова подчеркнула, что на форуме значительное внимание будет уделено проблемам цифровизации дошкольного образования.

«Все начинается с детства. На этапе дошкольного развития личности мы получаем 78% знаний и умений. Дальше в течении жизни добираем лишь оставшиеся 22%. Сейчас растет «поколение большого пальца» – это поколение детей, которые с рождения увлечены гаджетами и обращаются с ними лучше, чем с обычными игрушками. Вся центральная нервная система у них работает не так, как у нас. Если мы росли под колыбельные песни бабушек и мам, то сейчас дети вырастают под музыку из наушников и гаджетов. Нынешний дошкольник лучше воспримет фигурку, бегущую на экране дисплея, чем реальную куклу, а кукла – очень важная часть детства, без нее трудно представить ребенка. Государство уже сделало довольно много для образования, но педагогам нужно больше внимания. Количество детей растет, но не увеличивается в той же пропорции число бюджетных мест в педагогических вузах. Среди педагогических профессий самая финансовоемкая – профессия работника дошкольного образования. Эти и другие актуальные проблемы дошкольного образование на форуме будут вынесены в практическую плоскость», – уверена Людмила Васильевна.

Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства» пройдет в Москве 20 августа 2018 года. Участие в форуме бесплатное по предварительной регистрации.