РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Эксперты РАО назвали несовершенными критерии проведения экспертизы учебников и предложили разработать изменения в ее процедуру

В Российской академии образования прошло заседание президиума РАО. Члены президиума обсудили вопрос о дополнительной экспертизе школьных учебников и предложениях по совершенствованию процедуры экспертизы.

В заседании приняли участие члены президиума РАО, представители Министерства просвещения РФ, Министерства и науки и высшей школы РФ, члены Академии и представители СМИ.

Самым дискуссионным вопросом повестки стал пункт «О дополнительной экспертизе школьных учебников и предложениях по совершенствованию процедуры экспертизы». В связи с возникшей общественной дискуссией о результатах дополнительной экспертизы учебников, в РАО в начале декабря была организована комиссия, которая изучила вопрос как Академия организовала и провела эту процедуру. В своем выступлении председатель комиссии, и.о. вице-президента РАО Владимир Лаптев озвучил предварительные замечания, возникшие у ее членов. Коротко указав на противоречия, имеющие место в публичных заявлениях заинтересованных сторон, Владимир Валентинович, подчеркнул, что дополнительная экспертиза учебников была поручена РАО решением коллегиального органа – Научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации. В РАО была проведена экспертиза 1118 учебников, 788 из них получили положительные заключения, 330 – отрицательные.

Не исключая, что отдельные суждения экспертов могут оказаться дискуссионными, комиссия пришла к выводу, что основная причина, возникших споров – в несовершенстве самой процедуры экспертизы. К примеру, согласно нормативам, если в заключении эксперта хотя бы один из обязательных пунктов, по которым оценивается учебник, имеет негативный ответ, учебник получает отрицательное заключение. Даже в том случае, если указанный недостаток легко устраним.

«Есть целый ряд пунктов, в том числе достаточно жесткие, которые не позволяют однозначно сделать вывод – это тот учебник, по которому нужно учить молодежь, либо его необходимо отклонить. В педагогической экспертизе есть вопросы, на которые приходится отвечать эксперту, не педагогического свойства. Например, связанные с поиском признаков экстремизма или побуждения к межнациональной розни. Это другой предмет экспертизы – юридической, этической или структурно-содержательной», – сказал Владимир Лаптев.

«Критерии проведения экспертизы вызвали критику не потому что они плохо сделаны, а потому, что времена меняются очень быстро, с ними меняются и подходы к учебному процессу», – подчеркнула Светлана Иванова, директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», член-корреспондент РАО, – «назрел вопрос по созданию научных и научно-методических основ экспертизы учебников», – заявила она.

Пристальное внимание следует обратить на экспертизу учебников, предназначенных для учащихся с особыми образовательными потребностями, считает и.о. вице-президента РАО, директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев. «Формулировки в требованиях, к учебникам, предназначенным для таких учащихся, зачастую не позволяют четко сформулировать, какой группой учащихся с ограниченными возможностями здоровья он может использоваться», – сказал Малофеев.

Комиссия получила большое количество предложений по модернизации процедуры экспертизы, работа по их анализу еще идет. Кроме того, научному совету РАО по цифровому образованию поручено подготовить предложения по процедуре экспертизы электронных учебников и учебных пособий.

«Комиссия продолжит свою деятельность. Важно, что пути совершенствования экспертизы будут обсуждаться в самых разных форматах: и на заседаниях отделений РАО, и с учительским сообществом, предметными ассоциациями, ассоциациями родителей и, конечно, результаты этой работы будут представлены в Министерство просвещения Российской Федерации, с которым мы тесно работаем и решаем одну задачу – сделать российское образование лучше», — подытожил президент РАО Юрий Зинченко.

Кроме того, члены президиума обсудили итоги работы Академии в уходящем году, проект Федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации» и ряд процедурных вопросов. 

Президент РАО Юрий Зинченко наградил почетной грамотой Российской академии образования Льва Сергеевича Белоусова, члена-корреспондента РАО. Также Юрий Петрович вручил почетные грамоты Министерства просвещения Российской Федерации Ирине Александровне Баевой, академику РАО; Анне Юрьевне Лазебниковой, члену-корреспонденту РАО; Сергею Игоревичу Богданову, члену-корреспонденту РАО. Заслуги Сергея Игоревича были отмечены Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, ему вручили почетную грамоту ведомства.

Светлана Владимировна Фролова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» была награждена медалью «Молодым ученым за успехи в науке» Российской академии образования «за результаты, внесшие значительный вклад в развитие теории и методологии педагогики».

Диплом Профессора РАО вручили Насруди Увайсовичу Ярычеву, доктору педагогических наук, доктору философских наук, профессору, профессору кафедры теории и технологии социальной работы, проректору по учебной работе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный университет».

Юрий Петрович вручил Благодарность Российской академии образования «за значительный вклад в развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки» Юлии Владимировне Ковас, заведующему лабораторией когнетивных исследований и психогенетики факультета психологии Томского государственного университета, заведующему InLab факультета психологии Голдсмитс Университета Лондона, заведующему центром когнитивных исследований Образовательного центра «Сириус».

Справочно:

Процедура дополнительной экспертизы учебников была проведена в точном соответствии с Приказом Минобрнауки России от 18.07.2016 № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».