РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Круглый стол

Человеческий потенциал Арктического региона: культура, наука, образование

10 ноября 2020 года в Российской академии образования в дистанционном формате с использованием видеоконференцсвязи прошел круглый стол, посвященный вопросам, связанным с обеспечением качественного образования и системы подготовки кадров в Российской Федерации для реализации арктических проектов и повышения качества жизни населения Арктической зоны. Заседание стало одним из первых крупных мероприятий со дня принятия Правительством Российской Федерации Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, скоординированной с мероприятиями национальных проектов и государственных программ, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока.

Открывая работу круглого стола модератор, и.о. вице-президента Российской академии образования академик РАО Лариса Александровна Цветкова отметила, что к проблемам Арктического региона приковано внимание на самом высоком уровне. Об этом свидетельствует ряд поручений Президента России Владимира Владимировича Путина по результатам заседания Совета по межнациональным отношениям, где в первую очередь внимание уделяется анализу практик изучения языков народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, вопросам целевого обучения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам этих регионов.

В работе круглого стола приняла участие Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова. Сенатор подчеркнула, что Совет Федерации уделяет большое внимание развитию арктических территорий страны. При палате действует Совет по Арктике и Антарктике, который, в том числе, анализирует действующее законодательство в части обеспечения национальных интересов в этих регионах. Лилия Салаватовна рассказала, что по поручению Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко были разработаны основы программы «Дети Арктики». Благодаря этому дети, проживающие на северных территориях, смогут отдыхать на курортах, получат возможность изучать родные языки, сохранять традиции, появятся новые возможности для доступа к информационно-образовательным ресурсам. По ее словам, поддержано предложение правительства Архангельской области о тиражировании школьного курса «Арктикаведение». Программа «Дети Арктики» станет фундаментом для запуска этого патриотического курса во всех школах Арктической зоны России.

«Считаю, что в рамках Десятилетия детства необходимо предусмотреть реализацию мероприятий по государственной социальной поддержке семей с детьми, проживающих на арктических территориях», – сказала законодатель.

Л.С. Гумерова коснулась развития школьной системы образования. «Эти вопросы предметно обсуждаются на расширенных заседаниях и мероприятиях Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Особенности жизни в Арктической зоне требуют специальных подходов в сфере образования. Если в крупных городах, таких как Норильск, Мурманск, в шаговой доступности есть школы и кружки, то в подавляющей части Арктической зоны образовательная инфраструктура менее доступна для населения. Школы-интернаты остаются единственной возможностью обеспечить полным средним образованием. Альтернативной формой обучения выступают «кочевые школы», – рассказала сенатор.

Парламентарий предложила рассмотреть вопрос о распространении программы «Земский учитель», стартовавшей с 2020 года, на педагогов всех населенных пунктов Арктической зоны. Глава Комитета Совета Федерации также отметила необходимость рассмотреть вопросы, в том числе законодательные, в области лицензирования, для учета специфики образовательных организаций в сфере кочевого образования, а также поддержки педагогов, работающих в кочевых школах и детских садах, в учреждениях дополнительного образования. Кроме того, Лилия Салаватовна отметила необходимость разработки образовательных программ и учебно-методических материалов для преподавания языков коренных малочисленных народов. Говоря о развитии системы высшего образования, сенатор подчеркнула необходимость учета специфических условий Арктики и запросов работодателей. По ее словам, эффективным механизмом может стать целевое обучение.

Заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Антонина Афанасьевна Григорьева отметила важность подобных мероприятий и выразила готовность к сотрудничеству.

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха по науке, образованию, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Васильевна Габышева подчеркнула, что подготовка кадров – острейшая проблема для ведения традиционных отраслей хозяйства на Севере и региону необходима законодательная поддержка сохранения нематериального культурного наследия народов Арктики.

«У нас десятки лет действуют кочевые детские сады и школы. В 13 арктических районах республики созданы и успешно работают 18 агрошкол, но поддержка агропрофелированных школ, в отличие от вузов в законе о сельском хозяйстве не прописана, поэтому в этой части мы не получаем помощь для приобретения современного оборудования», – сказала Ф.В. Габышева.

Также Феодосия Васильевна отметила, что в части обучения и воспитания необходима разработка северных моделей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Арктических вузах. По словам Ф.В. Габышевой Арктика должна стать локомотивом инновационного развития благодаря научным исследованиям.

В рамках круглого стола были рассмотрены вопросы, связанные с повышением качества образования населения, проживающего в Арктическом регионе, и специалистов, обеспечивающих реализацию арктических проектов; анализом основных причин несоответствия системы среднего профессионального и высшего образования в Арктической зоне; потребностями экономики и социальной сферы в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах; определением возможностей системы образования, обеспечивающих повышение уровня жизни населения в Арктическом регионе; методическим и методологическим обеспечением образования. Участники круглого стола «Человеческий потенциал Арктического региона: культура, наука, образование» проанализировали особенности периода цифровой трансформации образования, проблемы и точки роста человеческого ресурса в развитии региона с акцентом на социокультурную среду, текущее состояние и перспективы современного этапа научно-образовательного развития коренных малочисленных народов Севера и подготовки специалистов для реализации арктических проектов с учетом криологического подхода, учитывающего природно-климатические, экологические, глобализационные процессы и явления.

По результатам заседания участвующими была отмечена необходимость активизации междисциплинарного анализа проблем развития человеческих ресурсов Арктики педагогами, психологами, культурологами, социальными антропологами с целью определения эффективных путей развития региона; разработки концепции развития образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; создания экспериментальных площадок при действующих образовательных организациях по апробации перспективных направлений повышения качества общего и профессионального образования с опорой на педагогические теории, учитывающие кросс-культурные особенности народов Севера, экстремальные природно-климатические условия, высокую чувствительность экологических систем Арктики к внешним воздействиям; проведения фундаментальных и прикладных исследований языков тунгусо-маньчжурской группы как важной составляющей нематериального культурного наследия, совершенствования методики их преподавания в школах.

В заседании приняли участие 95 человек из 17 субъектов Российской Федерации. Круглый стол был организован с целью формирования системного подхода к реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в области образования и сохранения нематериального культурного наследия малочисленных народов Севера. Работа в этом направлении продолжится. В адрес Министерства культуры РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ и других заинтересованных министерств, ведомств и организаций будет направлена резолюция в которой отмечается важность сохранения нематериального культурного наследия малочисленных народов Севера , а также проведения совместной коллегии, посвященной развитию Арктической зоны России и выработке конкретных мер, направленных на реализацию Стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, утвержденной Указом Президента РФ 26 октября 2020года.