РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: А.А. Реан новости РАО

Академики РАО обсудили профилактику школьного насилия

17 апреля в Институте образования НИУ ВШЭ состоялся круглый стол, посвященный профилактике школьного насилия: проблемам, подходам, опыту. На мероприятии выступили эксперты в сфере педагогики, детской психологии, теоретики и практики школьного образования.

Круглый стол провел академик РАО, профессор, заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артур Реан. В своем выступлении он акцентировал внимание на факторах, провоцирующих проявление насилия и агрессии в школах. Докладчик выделил высокий уровень прессинга, которому в школах подвергаются ученики и учителя. Следствием этого становится виктимизация детей и подростков, не демонстрирующих высокую успеваемость и образовательные достижения. Также профессор отметил, что важный показатель эффективности школы – то, как в ней работают над социализацией и воспитанием учеников. По мнению докладчика, показатели школьного климата следует включить в систему присвоения рейтингов школам, наряду с результатами ЕГЭ и другими образовательными показателями. Это связано с тем, что в исследовании Лаборатории была установлена значительная отрицательная корреляционная связь между школьным климатом и агрессивностью школьников. Согласно исследованию, чем хуже школьный климат, тем выше уровень агрессивности. Кроме того, исследователи выявили положительные корреляции между показателями школьного климата, безопасностью в школе и взаимоотношениями учителей с учащимися.

Артур Реан подчеркнул, что для решения проблемы школьного насилия важно не только задействовать в школах больше психологов, но и готовить учителей и сотрудников школ к работе с детьми из «группы риска», к разрешению ситуаций, связанных с агрессией и травлей учеников.

Директор Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Елена Волкова обратила внимание участников круглого стола на то, что, освещая проблему школьного насилия, не стоит забывать и о распространенности насильственных действий со стороны педагогов по отношению к ученикам. Согласно данным исследований, проведенных ею и коллегами, почти 20% случаев школьного насилия попадают в эту группу. Докладчик отметила, что среди причин подобного поведения учителей – индивидуальные особенности педагога и нехватка у него соответствующих компетенций, так как в профильных вузах эта тематика практически не затрагивается. Елена Волкова добавила, что наибольшее число учеников, которые в ситуации травли оказываются в категории «наблюдателей» (тех, кто видят, как издеваются над другим, но не вмешиваются) в школах, где сами педагоги занимают позицию невмешательства.

Директор Института социологии образования РАО, академик РАО Владимир Собкин обратился к результатам многолетних исследований взаимоотношений в школьном коллективе, проведенных под его руководством. По его словам, в ситуации школьного насилия всегда спроецированы остросоциальные проблемы. Зачастую – связанные с неопределенностью ценностных и моральных норм. Со временем меняется содержание агрессивных актов, например, в определенные моменты их становится больше на межнациональной почве; сейчас насилие уходит в интернет, однако его показатели не снижаются.

Мария Новикова и Иван Коновалов, сотрудники лаборатории профилактики асоциального поведения, представили краткие результаты исследования распространенности буллинга и агрессивного поведения среди российских старшеклассников в 2017-2018 учебном году. Уровень виктимизации среди подростков превышает 70% – произошло хотя бы 1 столкновение с физической, вербальной травлей, социальной агрессией или кибербуллингом за последние 2 месяца. Большая вероятность оказаться жертвой травли у учеников из семей с более низким уровнем дохода, в которых работает только мать, а также у детей с низкой успеваемостью по ведущим школьным дисциплинам. Уровень травли значительно ниже в школах с более высокими показателями школьного климата: вовлеченностью учителей в учебный процесс, большей их эмоциональной доступностью для учеников, большим уровнем контактов среди сотрудников школы между собой, а также наличием четкой и обязательной для исполнения системы школьных правил.

Также на кругом столе были приведены примеры практических инструментов профилактики и противодействия асоциальному поведению в подростковой среде: платформа, позволяющая родителям отслеживать посещение их детьми страниц в социальных сетях с опасным контентом, а также проект «Семья и школа против буллинга», представленный Галиной Романовской, экспертом Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.