РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Отделение профессионального образования

История создания Отделения профессионального образования РАО
  История Отделения профессионального образования Российской академии образования начинается с 1973 г., когда в Академии педагогических наук СССР (АПН СССР) было создано Отделение педагогики и психологии профессионально-технического образования, которое до 1989 г. возглавлял Батышев Сергей Яковлевич, действительный член Российской академии образования (1974), Нью-Йоркской Академии наук (1979), Международной академии технического образования (1995), Международной кадровой академии (1989), Академии профессионального образования (1990), президент Ассоциации «Профессиональное образование» (1991–2000).
  При создании Российской академии образования (РАО) в 1991 г., являющейся правопреемницей и продолжателем традиций АПН СССР, было образовано Отделение профессионального образования, которое в 1993 – 1995 гг. возглавлял Соколов Вениамин Сергеевич, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член РАО.
  В ноябре 1995 г. решением президиума РАО Отделение было разделено на Отделение базового профессионального образования, которое возглавил Новиков Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, и Отделение высшего образования во главе с Муниповым Владимиром Михайловичем, доктором психологических наук, профессором, академиком РАО.
  Практически в это же время на базе ликвидированного академического Института трудового обучения и профессиональной ориентации был создан Исследовательский центр проблем непрерывного образования (на правах Института РАО) и Новиков А.М. стал директором-организатором этого Центра. Таким образом, Отделение базового профессионального образования координировало деятельность четырех академических структур: указанного выше Исследовательского Центра проблем непрерывного образования (г. Москва); Института профессионально-технического образования (г. Санкт-Петербург); Института среднего профессионального образования (г. Казань); Института образования взрослых (г. Санкт-Петербург).
  В 1997 г. академиком-секретарем Отделения высшего образования РАО был избран Манушин Эдуард Анатольевич, доктор технических наук, профессор, действительный член АПН СССР с 1989 г.
  Основными направлениями научно-педагогических исследований Отделения в 1997–2002 гг. были: разработка проблем отечественного образования; разработка проблем информатизации образования; координация и формы использования результатов исследований; стратегические направления развития исследований.
  В ноябре 2002 г. Отделения базового профессионального образования и высшего образования были вновь слиты в одно Отделение профессионального образования. Перечисленные выше задачи продолжали решаться в рамках этого Отделения.
  В 2002 г., в начале работы Жураковского Василия Максимилиановича в качестве академика-секретаря Отделения профессионального образования, определенную сложность представляла необходимость интеграции деятельности Отделения высшего образования и Отделения базового профессионального образования, которые с 1995 г. были разделены. Интеграция была осуществлена посредством общей целевой направленности на модернизацию профессионального образования.
  Например, реализация положений Болонского и Копенгагенского процессов в проводимой европейской интеграции, введение ЕГЭ и подушевого финансирования вызывали озабоченность представителей всех уровней профессионального образования. Консолидирующая роль в совместной деятельности обоих отделений также принадлежала авторитетным бывшим академикам-секретарям А.М. Новикову и Э.А Манушину, академикам Е.В. Ткаченко, Л.А. Вербицкой, Г.А. Бордовскому и другим членам Отделения. Всегда очень заинтересованно и эффективно направлял деятельность Отделения вице-президент Академии Валерий Алексеевич Поляков, человек исключительного такта и обладатель неоценимого опыта в сфере профессионального образования.
  В период 2002–2005 гг. основные направления исследований определялись утвержденной Правительством России концепцией модернизации образования, поэтому деятельность членов отделения включала теоретическое осмысление и практические ответы на вызовы времени. В частности, активно разрабатывались общие методологические проблемы профессионального образования (В.А. Поляков, А.М. Новиков, Т.В. Мухаметзянова, В.А. Попков и др.), проблемы многоуровневого инженерного образования (А.А. Кирсанов, Э.А. Манушин, В.М. Жураковский и др.), педагогического образования (В.Л. Матросов, Г.А. Бордовский, В.И. Данильчук, Н.Х. Розов и др.), активно создавались методические и программные основы информатизации профессионального образования (Э.А. Манушин, И.В. Роберт, А.А. Никитин и др.), формировались представления об эффективной региональной и национальной образовательной политике (Л.П. Кураков, О.А. Омаров, Б.С. Карамурзов, Г.Ф. Куцев и др.).
  В 2005–2008 гг. деятельность академика-секретаря Отделения осуществляла Роберт Ирэна Веньяминовна, доктор педагогических наук, крупный специалист в области информатизации образования и методики преподавания информатики, разработчик теоретических основ и научно-методического обеспечения нового научного направления и специальности «Теория и методика обучения информатизации образования». Под руководством И.В. Роберт членами Отделения профессионального образования РАО осуществлялась разработка фундаментальных и прикладных научных исследований в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук (в части РАО) и координация их разработки коллективами высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов России (Москва, Омск, Рязань, Чебоксары, Самара, Калининград, Архангельск, Якутск и др.). Результаты этих исследований были широко внедрены в отечественное образование. В этот период членами Отделения профессионального образования РАО осуществлялись международные научные исследования совместно с Университетом Монаш, г. Мельбурн (Австралия); проводилась подготовка кадров информатизации общего среднего, профессионального и дополнительного образования совместно с Католическим Университетом г. Пуэбло (Puebla, Pue., С.P.), Мексика.
  С 2008 по 2010 год Отделение профессионального образования РАО возглавил академик РАО Николай Дмитриевич Подуфалов, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, доктор физико-математических наук, профессор.
  В период работы Отделения под руководством И.В. Роберт и Н.Д. Подуфалова бюро Отделения много внимания уделяло деятельности и развитию институтов, входящих в его состав. Лидерами среди них были Институт педагогики и психологии профессионального образования (г. Казань) и Институт информатизации образования (г. Москва), имеющие научный авторитет не только в российской системе образования, но и за рубежом. Сложно проходила реорганизация Института образования взрослых (г. Санкт-Петербург), необходимо было решать кадровые и материальные проблемы. Особого внимания требовали недавно созданные институты – Институт педагогического образования (г. Санкт-Петербург), Институт проблем непрерывного образования (г. Красноярск), Институт национальных проблем в образовании (г. Махачкала). В состав Отделения входил также Институт образовательных технологий (г. Сочи), перешедший затем в Отделение психологии и возрастной физиологии РАО. Началось формирование института, занимающегося проблемами образования северных народностей.
  В центре внимания ученых отделения находились проблемы модернизации профессионального образования, информатизации всех уровней образования, развития непрерывного образования, включая образование взрослых, изучались национальные проблемы в образовании, вопросы совершенствования педагогического образования.
  Отделением с участием МГУ им. М.В. Ломоносова и МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2001–2014 гг. были организованы и проведены более двадцати международных научно-практических семинаров по этим и другим актуальным проблемам высшего образования с привлечением ряда ведущих классических и технических университетах мира (университеты Вены, Гарварда, Делфта, Женевы, Лондона, Льежа, Мадрида, Милана, Мюнхена, Парижа, Рима, Сеула, Стокгольма, Тайбея, Цюриха). В них участвовали и выступали с докладами руководители многих вузов страны и академики РАО. В программы семинаров включались такие проблемы и соответствующие темы, как:

– методические вопросы формирования эффективных взаимосвязей образования, науки и бизнеса;
– факторы качества высшего образования и их влияние на формирование рейтингов вузов;
– современная концепция качества высшего образования;
– проблемы подготовки преподавателей вузов к использованию информационных и коммуникационных технологий;
– психолого-педагогические аспекты подготовки элитных специалистов;
– методологические аспекты исследовательской деятельности студентов.

  Организационной основой научных исследований Отделения с 2008 г. являлся План фундаментальных и прикладных исследований Академии на 2008–2012 гг. Отделение проводило исследования в рамках двух направлений этого плана: «Научное обеспечение модернизации профессионального образования» и «Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях».
  В эти годы началась разработка Государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения с учетом компетентностного подхода и внедрения многоуровневой системы профессионального образования. Готовился проект нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который затем был принят.
  Ученые Отделения принимали активное участие в разработке и обсуждении Государственных образовательных стандартов педагогического образования и ряда других направлений профессионального образования, принципов и положений компетентностного подхода к образованию, в изучении проблем введения бакалавриата и магистратуры. Много внимания уделялось проблемам интеграции различных уровней профессионального образования, роли начального профессионального образования в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.
  Разрабатывались подходы к повышению эффективности взаимодействия образовательных организаций с организациями и предприятиями, являющимися заказчиками подготовленных кадров.
  Академиком-секретарем Отделения профессионального образования РАО в 2010–2018 гг. была член-корреспондент, а затем академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Чистякова Светлана Николаевна. Сфера ее научных интересов – профессиональная ориентация и профильное обучение в средней школе. Отделение и его институты были ориентированы на усиление интеграции, систематизации и междисциплинарности фундаментальных исследования, определение наиболее эффективных путей реформирования всех уровней профессионального образования в соответствии с введенным в действие с 1 сентября 2013 г. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы».
  Планом фундаментальных исследований на 2012–2020 гг. было предусмотрено участие ученых Отделения в пяти направлениях:

– Теоретические основания образовательных стандартов, программ технологий и механизмов модернизации непрерывного образования (дошкольного, общего, профессионального и дополнительного).
– Информатизация образования, интеллектуального развития и социализации современного человека.
– Интеллектуализация информационных систем и технологических процессов в сфере образования.
– Научные основы инновационного развития педагогического образования в современной России.
– Теоретико-методологические основы структурирования и развития профессионального образования разных уровней.

 
  Отделение уделяло большое внимание развитию инноваций в профессиональном и высшем образовании, выполнению экспериментальных исследований, активному сотрудничеству с российскими регионами.
  С 2018 г. Отделение возглавляет академик РАО Михаил Николаевич Стриханов, доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель НИЯУ МИФИ, известный эксперт по вопросам развития высшего образования.
  В Отделении состоят 22 академика РАО и 32 члена-корреспондента РАО, 9 профессоров РАО и один доцент РАО.
  Персональный состав Отделения всегда характеризовался наличием видных государственных и общественных деятелей, непосредственно определяющих пути развития образования в стране; ректоров ведущих вузов, деканов, директоров центров, заведующих кафедрами и выдающихся ученых в области образования.