РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Из истории Российской академии образования

Академия педагогических наук РСФСР

6 октября 1943 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил проект Постановления Совнаркома РСФСР об организации Академии педагогических наук РСФСР — первого комплексного научно-исследова­тельского учреждения в области педагогики.

В состав академии вошли видные советские ученые. Действительными членами АПН РСФСР стали академики АН СССР Н.С. Державин, С.П. Обнорский, A.M. Панкратова, В.П. Потёмкин, Л.В. Щерба, член-корреспондент АН СССР А.Я. Хинчин, профессора А.С. Барков, В.Н. Верховский, И.А. Каиров, К.Н. Корнилов, Е.Н. Медынский. Кроме них в состав были включены две Н.В. Чехов – известный деятель дореволюционного общественно-педагогического движения и писатель А.Н. Толстой, известный не только своими классическими произведениями и книгами для детей, но и циклом созданных им в годы войны публицистических очерков яркой патриотической направленности. Его избрание должно было показать широкий междисциплинарный характер Академии.

В состав членов-корреспондентов Академии вошли: П.Н. Груздев, Н.А. Константинов, В.Н. Марков, И.Ф. Свадковский, Б.И. Коваленко, А.А.Смирнов, Д.Д. Галанин, Н.М. Головин, В.В. Голубков, В.Л. Гончаров, Н.К. Дмитриев, П.А. Знаменский, Л.М. Кречетович.

Первым президентом Академии педагогических наук РСФСР стал народный комиссар просвещения РСФСР В.П. Потемкин.

В обязанности академии были вменены:

— содействие развитию народного образования в стране и распространению педагогических знаний;

— повышение теоретического уровня учительства и всех работников народного образовани;

— разработка вопросов общей и специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены, психологии, методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведениях;

— планирование и развертывание научно-исследовательской работы в области педагогических наук;

— подготовка через аспирантуру и докторантуру научных кадров по образованию, педагогике, психологии, методикам преподавания.

Правительство установило срок открытия академии — 15 декабря 1943 г. К указанному времени комиссия представила на рассмотрение правительства требуемые материалы. Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил Устав Академии педагогических наук РСФСР и определил состав ее учреждений:

Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики;

Научно-исследовательский институт методов обучения;

Научно-исследовательский институт психологии;

Научно-исследовательский институт дефектологии;

Музей по народному образованию;

Государственная библиотека по народному образованию.

Академия педагогических наук РСФСР начала свою работу в составе четырех научно-исследовательских институтов — теории и истории педагогики, методов обучения, психологии, дефектологии, а также музея по народному образованию и Государственной библиотеки по народному образованию (основана в 1925 г.).

Поскольку Академия была создана в дни Великой Отечественной войны, то в планах ее научно-исследовательской работы вполне естественно переплеталась мирная и военная тематика.

Не случайно, характеризуя работу Института психологии для фронта в эти годы, его директор С.Л. Рубинштейн говорил: «Оборонная тематика в основном шла по трем главным руслам. Первое русло ставило себе целью оказывать непосредственную помощь армии по улучшению дела наблюдения и разведки… Второе русло этой оборонной работы было связано с вопросом военного обучения – с обучением военных специалистов. Собственно, речь шла о первоначальном обучении летчиков и радистов… Третья линия оборонной работы была связана с проблемой восстановления функций послевоенных ранений и военных травм…».

Выступая перед участниками Всероссийского совещания по народному образованию 21 августа 1944 г., директор Института дефектологии АПН РСФСР Л.В. Занков так охарактеризовал задачи Института: «…Многие дети пострадали от немецких оккупантов, от их зверств, от бомбардировок, от артиллерийского обстрела населенных пунктов, лишились слуха, речи, а некоторые из них – зрения и получили ряд других травм. Обучить и воспитать такого ребенка, дать ему речь, сообщить ему необходимые знания и навыки, подготовить к трудовой деятельности – это значит вернуть его к жизни… В период Великой Отечественной войны к задачам, стоящим перед Институтом, присоединилась еще одна – вопросы восстановления речи у раненых бойцов и офицеров Красной Армии. Помощь педагогов в отношении восстановления речи у этих раненых и подведение научной базы под эту работу является абсолютно необходимой».

К июню 1944 г. был разработан первый план работы Академии. В нем предусматривалась научная разработка и обоснование вопросов всеобуча, принципы размещения и планирования сети школ, совершенствование содержания образования и на этой основе повышение уровня учебно-воспитательной работы в школах, исследование проблем детской и педагогической психологии, общей и военной психологии, социальной педагогики.

По мере развития академии и усложнения задач педагогической науки ее структура и состав претерпевали значительные изменения. Возникали новые учреждения, рос чис­ленный состав сотрудников, дифференцировались задачи.

В 1944 г. в составе академии был организован Научно- исследовательский институт школьной гигиены, в 1946 г.— Институт художественного воспитания, в 1949 г.— Институт национальных школ.

В 1946 г. постановлением СНК РСФСР был образован филиал Академии педаго­гических наук РСФСР в Ленинграде в составе отделений педагогики, психологии и методик преподавания основных дисциплин в начальной школе. В систему академии был передан Ленинградский естественнонаучный институт им. П. Ф. Лесгафта. При Президиуме АПН РСФСР в 1946 г. были организованы бюро по изучению иностранного опыта и отдел филиалов и кафедр, которому поручалась координация научных исследований в области пе­дагогики. Таким образом, уже через три года после своего основания Академия педагогических наук РСФСР превратилась в многоотраслевое научное учреждение.

С первых шагов своей деятельности академия стремилась соединить научную работу и педагогическую практику. В 1944 г. при Президиуме АПН РСФСР возникла педагогическая лаборатория (на базе московской школы № 349), которую возглавлял И.А. Каиров. Все сотрудники лаборатории вели работу в школе, а учителя участвовали в научных исследованиях. В 1949 г. академия создала образцовые учебные кабинеты в некоторых школах Москвы, Ленинграда, Горького и Свердловска, которые стали лабораториями передового педагогического опыта. К 1966 г. на бюджете академии находились 10 экспериментальных школ и 2 школы-лаборатории. Свыше 120 школ в различных областях РСФСР стали опорными точками для постановки педагогических экспериментов, распространения и внедрения достижений науки в практику.

Много было сделано в области распространения среди учительства и широких масс трудящихся педагогических знаний. Массовыми формами педагогической пропаганды были еженедельные беседы-доклады в клубе Министерства просвещения РСФСР, лекторий для родителей в Москве, «недели» академии, посвященные проблемам повышения качества знаний учащихся и преодоления второгодничества. Значительную роль в распространении педагогических знаний и пропаганде достижений педагогической науки играли издания академии.

В 1945 г. были организованы издательство и типография Академии, что явилось важным шагом для дальнейшего развития ее научной деятельности. Здесь были подготовлены собрания сочинений К.Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Бубнова, А. С. Макаренко, избранные труды В.Г. Белинского, Л.Н. Толстого, Н. И. Пирогова, И. Г. Песталоцци, Педагогическая и Детская энциклопедии.

Значительную работу по пропаганде достижений педагогической науки и вооружению учителя научно обоснованными рекомендациями проводили периодические издания академии, журналы «Советская педагогика», «Семья и школа», «Русский язык в национальной школе», «Вопросы дефектологии», «Вопросы психологии».

АПН РСФСР активно влияла на организацию педагогических исследований в стране. В июле 1944 г. в Президиуме академии состоялось совещание представителей кафедр педагогики московских вузов, где был утвержден единый план научно-исследовательской работы на 1944—1945 гг. В августе 1945 г. нарком просвещения РСФСР утвердил положение «О руководстве научно-исследовательской работой кафедр педагогики, психологии, частных методик, педагогических и учительских институтов и университетов». В 1946 г. работники академии участвовали во Всероссийском совещании директоров педагогических и учительских институтов. В том же году был создан совет филиалов и кафедр педагогики АПН РСФСР.

Немалую роль в координации иссле­довательской работы и в привлечении к ней большого числа ученых с периферии сыграли научные проблемные советы академии, такие, как «Перспективы развития советской школы и народного образования в условиях развернутого строительства коммунизма», «Научные основы методики обучения в современной школе», «Система общественного воспитания», «Соедине­ние обучения с производительным трудом», «Уровень знаний учащихся и преодоление неуспеваемости в школе».

Академия педагогических наук РСФСР вела большую работу по подготовке научно-педагогических кадров. Если в 1946 г. среди сотрудников академии было 158 кандидатов наук, а доктора насчитывались единицами, то в 1957 г. было уже 375 кандидатов наук и 85 докторов. В 1945 г. в аспирантуре академии обучалось 44 человека, в 1966 г.—242.

Обстоятельное изложение деятельности Академии педагогических наук РСФСР представлено в монографии И.А. Каирова «Очерки деятельности АПН РСФСР (1943 — 1966)».

Академия педагогических наук СССР

1 августа 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О преобразовании Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР» в целях повышения роли педагогической науки в разработке проблем коммунистического воспита­ния и образования молодого поколения и координации педагогических исследований в стране.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1967 г. численность АПН СССР устанавливалась в количестве 50 действительных членов и 80 членов-корреспондентов. Были утверждены 22 члена-учредителя АПН СССР – в большинстве представители республик Советского Союза: П.Ф. Буцкус, М.Г. Габдуллин, А.И. Данилов, Г.И. Джибладзе, В.Г. Зубов, В.В. Ивашин, А.Э. Измайлов, М.И. Иркаев, И.А. Каиров, Н.П. Кириченко, Г.С. Костюк, Н.П. Кузин, А.А. Курбанов, Х.И. Лийметс, М.А. Мазманян, А.И. Маркушевич, М.М. Мехти-Заде, М.А. Прокофьев, В.В. Решетов, П.П. Удовиченко, И.Ж. Фрейденфельдс, В.М. Хвостов.

29 августа 1967 г. на общем собрании академии избран Президиум и утвержден Устав АПН СССР. Первым президентом Академии педагогических наук СССР стал В. М. Хвостов.

Основой АПН СССР стали учреждения АПН РСФСР (11 научно-исследовательских институтов, 9 эксперимен­тальных школ, Государственная библиотека по народному образованию им. К. Д. Ушинского, Научно-педаго­гический архив). В январе 1969 г. в составе академии был создан Институт повышения квалификации препо­давателей педагогических дисциплин университетов и пед­вузов, в августе 1969 г.— издательство «Педагогика» Ака­демии педагогических наук СССР и Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

В феврале 1976 г. в составе академии был создан Научно-исследовательский институт профессионально-тех­нической педагогики (г. Казань).

Институты академии входили в три отделения: теории и истории педагогики, психологии и возрастной физиологии, дидактики и частных методик. В 1974 г. было создано четвертое отделение — педагогики и психо­логии профессионально-технического образования.

С преобразованием Академии педагогических наук из республиканской в союзную в ее координационной дея­тельности произошли качественные изменения. В начале 70-х гг. академия перешла от «пассивной» координации, когда главной задачей был учет исследовательской работы научно-исследовательских организаций, к координации активной, оказывающей влияние на структуру, содер­жание и характер научно-исследовательской работы в области педагогических наук в научно-исследова­тельских и учебных учреждениях страны.

Высший орган Академии педагогических наук СССР — общее собрание членов академии, которое созывалось три раза в год для обсуждения проблем развития педагогической науки, решения важных организационных вопросов, выбора новых членов. Членами академии избирались учёные, творчески работающие учителя, преподаватели, деятели народного образования и культуры. Деятельностью академии в периоды между сессиями руководил Президиум, избиравшийся общим собранием сроком на 5 лет, в него входили президент, 3 вице-президента, главный учёный секретарь, члены Президиума в числе, определяемом общим собранием.

Структура Академии педагогических наук СССР неоднократно менялась. В составе Академии в 1990 году было 69 действительных членов и 78 член-корреспондентов; были организованы отделения:

— методологии, теории и истории педагогики,

— общего и профессионального образования;

— психологии, возрастной физиологии и дефектологии;

— философии, социологии, образования и культуры.

В состав Академии входило 20 научно-исследовательских институтов (часть из них с филиалами) в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Иркутске, Ташкенте, Алма-Ате, Томске. В ведении академии находилось 17 экспериментальных учебных заведений (свыше 11 тыс. учащихся и около 1000 учителей). По планам Академии педагогических наук работало около 700 учителей-экспериментаторов и свыше 1000 базовых школ. При Академии педагогических наук был создан Всесоюзный институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования.

При Академии педагогических наук работали: Государственная научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского, функционировавшая как научно-практический центр педагогической информации, Всесоюзная заочная математическая школа, научный архив и Художественно-педагогический музей игрушки (Загорск).

Академии педагогических наук СССР активно участвовала в планировании научно-исследовательской работы в области педагогических наук; оказывала помощь НИИ пе­дагогики (школ) союзных республик и кафедрам педагогики и психологии в организации исследований, а также во внедрении их результатов в практику учебно-воспитательной работы учреждений народного образования; привлекала к педагогическим исследованиям практических работников школ, вузов и других учебно-воспитательных учреждений; согласовывала тематику диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических (психологических) наук и т. д.

Академия педагогических наук присуждала премии академии, в том числе им. Н. К. Крупской (с 1969) и им. К. Д. Ушинского (с 1946). Академия педагогических наук регулярно организовывала Всесоюзные педагогические чтения и конкурсы учительских докладов.

Академия активно поддерживала связи с зарубежными научно-педагогическими учреждениями (в 1990 году — из 96 государств мира). Учёные академии участвовали в деятельности международных организаций: ЮНЕСКО, Международного бюро просвещения, Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и др.

В 1990 г. в системе Академии педагогических наук было занято свыше 4,3 тыс. человек, в том числе в научно-исследовательском институте — 2518 человек (1,6 тыс. научных сотрудников, 19 действительных членов Академии педагогических наук СССР, 17 членов-корреспондентов, 165 докторов наук, 916 кандидатов наук).

Российская академия образования (РАО)

После стремительной и кардинальной трансформации отечественного социума во второй половине 1991 г., завершившегося уходом с политической арены КПСС и распадом СССР, естественно, последовала и трансформация академической науки. На базе АПН СССР в течение первой половины 1992 г. была создана Российская академия образования.

На этот период пришелся болезненный процесс трансформации структуры институтов Академии, который осуществлялся на фоне крайне тяжелой и год от года все более ухудшавшейся социально-экономической ситуации в стране. Что касается собственно развития академической науки, то в ней рельефно проявились процессы психологизации. Именно психология, физиология и коррекционная деятельность выступали основой существенно модернизированной и деидеологизированной проблематики научных исследований.

Плодотворность научной деятельности РАО была связана, прежде всего, с более общими социально-политическими причинами. Во-первых, ученые Академии впервые на деле, а не на словах, обрели свободу от внешней и внутренней цензуры для полноценного научного творчества. Во-вторых, – мощная инновационная направленность российской системы образования органично совпала с модернизацией педагогической и психологической науки. Все это обусловило востребованность результатов научного поиска, их быстрого и действенного внедрения в образовательный процесс на всех ступенях российского образования.

Период, охватывающий 2000–2013 гг., стал временем динамичного развития научной деятельности Академии и вместе с тем долгожданной стабилизации ее материального положения. Структура академических институтов модернизировалась в соответствии с требованиями времени. Научно-исследовательская деятельность сотрудников концентрировалась вокруг нескольких приоритетных направлений. При этом научные сотрудники получили возможности для свободного творческого поиска. Вместе с тем на их деятельности негативно сказывалось скромное финансирование и низкая оплата труда, особенно по сравнению с заработной платой работников сферы образования г. Москвы.

Главным достижением в рассматриваемый период деятельности Академии явилось то, что она действительно стала Академией образования – ее исследования охватили всю систему образования от дошкольного до постдипломного. В выполненных за последние годы научными сотрудниками фундаментальных исследованиях и прикладных разработках поставлены и решены крупные проблемы развития теории педагогики и психологии и научно-методического обеспечения процессов модернизации российского образования в соответствии с требованиями инновационной экономики и гуманитарно-духовных запросов современного информационного общества.

Российская академия образованияведёт исследования и разработку научных основ образования в Российской Федерации с учётом социально-экономических изменений в обществе, культурных традиций народов России и зарубежного опыта. Координирует апробацию образовательных технологий, средств и форм организации обучения и воспитания, а также исследования в интересах повышения педагогической культуры российского общества. Академия образования оказывает научно-методическую помощь учебным заведениям и органам управления образованием в совершенствовании системы подготовки педагогов и преподавателей общеобразовательных, профессиональных и высших образовательных учреждений, в подготовке и повы­шении квалификации научных и научно-педагогических работников. Особое направление — обобщение и распространение исторического и современного опыта развития образования и педагогической теории.

В составе Российской академии образования проведена реорганизация научных учреждений бывшей Академии педагогических наук. Российская академия образования объединяет отраслевые отделения:

— отделение философии образова­ния и теоретической педагогики;

— отделение психологии и возрастной физиологии;

— отделение образования и культуры;

— отделение общего среднего образования;

— отделение базо­вого профессионального образования;

— отделение высшего образо­вания.

А также 5 региональных отделений:

— Сибирское (действует на базе Крас­ноярского университета);

— Северо-Западное (на базе Российского педагогического университета в Санкт-Петербурге);

— Южное (на базе Ростовского педагогического университета);

— Центральное (на базе Института педагогических инноваций и Психологического института);

— Поволжское (Казань).

В систему Российской академии образования включены институты: теории образования и педагогики; психологический; развития личности; возрастной физиологии; коррекционной педагогики; управления образованием; общего среднего образования; среднего специального образования; профессионально-технического образования; образования взрослых; образования Сибири, Дальнего Востока и Севера; педагогических инно­ваций; центры: социологического образования; социальной педагогики; семьи и детства; эстетического воспитания; преподавания русского языка. Академия имеет институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников; экспериментальные учреждения. Работают Университет Российской академии образования (бывший Российский открытый университет, основан в 1991), учебные подразделения при институтах, Всероссийская заочная многопредметная школа (открытый лицей на базе Московского университета).