14 октября в рамках VI Всероссийского научно-образовательного форума «Миссия университетского образования в XXI веке: профессиональная Россия будущего» состоялось обсуждение результатов научных исследований и возможностей их внедрения при организации психологического сопровождения высшего образования.
На пленарном заседании выступила научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова с презентацией данных научного проекта РАО «Всероссийское исследование первокурсников».
В формате секции, организованной Отделением психологии и возрастной физиологии РАО и Федеральным ресурсным центром психологической службы в системе высшего образования РАО, руководители вузовских психологических служб представили результаты своих научных проектов и обозначили исследовательские тематики, актуальные для совершенствования работы вузовских психологов.
Руководителем секции выступила научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования, академик РАО Тихомирова Татьяна Николаевна, а модератором – руководитель психологической службы Южного федерального университета Елена Валерьевна Зинченко.
С приветственным словом выступил академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, академик РАО Сергей Борисович Малых, который отметил важность совместной исследовательской работы ученых, выполняющих исследования в сфере наук об образования, и специалистов вузовских психологических служб.
В ходе заседания директор центра психологического консультирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ирина Вилориевна Макарова выступила с результатами мониторинга психологического благополучия студентов.
Руководитель психологической службы Южного федерального университета Елена Валерьевна Зинченко и руководитель психологической службы Кемеровского государственного университета Елена Владимировна Григорьева представили данные о соотношении жизненной позиции и социальной тревоги у студентов.
Руководитель психологической службы Приволжского исследовательского медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации Мария Евгеньевна Халак и педагог-психолог Южного федерального университета Наталья Витальевна Терещенко выступили с исследованием субъективного благополучия студентов с различной жизненной позицией.
Руководитель психологической клиники Санкт-Петербургского государственного университета Елена Викторовна Зиновьева и ведущий специалист психологической клиники Санкт-Петербургского государственного университета Елена Андреевна Кузнецова представили данные о развитии профессиональной идентичности психолога-консультанта у студентов-волонтёров психологической клиники СПбГУ.
Медицинский психолог психологической службы Российского университета транспорта Татьяна Викторовна Снегирева и руководитель психологической службы Российского университета транспорта, действительный член Совета молодых ученых и специалистов РАО Ирина Владимировна Соколова выступили с результатами анализа личностных характеристик студентов, обращающихся за психологической помощью.
Руководитель психологической службы Московского института технологий и управления Анжелика Петровна Терехина представила данные об эффективности превентивных мер по снижению тревожности у студентов вуза.
В дискуссии с участием ученых РАО и вузовских психологов, которую провела академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова, отмечено, что научные проекты в интересах развития психологического сопровождения высшего образования должны содержать общую для всех организаций составляющую, основанную на единых протоколах и методах, а также вариативную часть, спроектированную на актуальных запросах отдельных образовательных организаций.
Академик РАО Лариса Александровна Цветкова подчеркнула, что именно такая организация научных проектов будет способствовать выработке научно обоснованных управленческих решений в сфере психологического сопровождения высшего образования в Российской Федерации.