РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: конференция

VIII Международная научно-практическая конференция «Педагогика текста: тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы»

21 октября в Санкт-Петербурге состоится научно-практическая конференция «Педагогика текста: тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы».

 

ОРГАНИЗАТОРЫ:

Российская академия образования Издательство «Просвещение»

Санкт-Петербургский государственный университет

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Европейская академия Януша Корчака

Российский книжный союз

Вторая Санкт-Петербургская гимназия

 

ТЕКСТЫ НОВОЙ ПРИРОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г.

 Требования к предметным результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; владение различными приемами редактирования текстов. (Федеральный государственный образовательный стандарт)

Тексты новой природы, новые тексты, мультитексты – все это неустоявшиеся понятия, которые, в той или иной степени, могут описывать широкую группу явлений порождения иных, отличных от традиционных, текстовых структур… Здесь и далее «текстом новой природы» мы будем называть мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов (знаков вербальной и невербальной природы). (Е. И. Казакова)

 Цели конференции:

  • описать текст новой природы как социокультурный и образовательный феномен;
  • объяснить причины интереса к текстам новой природы;
  • спрогнозировать возможные  последствия  включения  этого  феномена  в  образовательный контекст.

Исследовательские вопросы:

  • Почему нам не хватает вербальных средств для сообщения информации?
  • Как соотносятся тексты новой природы и дописьменные способы передачи информации?
  • Что связывает эпохи, в которые человечество тянется к синкретическому тексту?
  • Как влияют тексты новой природы на эмоции?
  • Как тексты новой природы могут послужить образованию?

 

ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ

 

 Руководитель Оргкомитета :

Людмила Алексеевна Вербицкая президент РАО, президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы, президент ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», доктор филологических наук, профессор, академик РАО.

 

 Заместитель руководителя Оргкомитета :

Сергей Игоревич Богданов – руководитель Центра русского языка и славистики РАО, проректор ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», председатель наблюдательного совета Российского общества преподавателей русского языка и литературы, доктор филологических наук, профессор.

 

 Секретарь Оргкомитета :

Иван Владимирович Кочин – главный специалист Центра русского языка и славистики РАО.

 

 Члены оргкомитета :

Елена Ивановна Казакова –  заместитель руководителя Центра русского  языка и славистики РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт- Петербургский государственный университет».

Татьяна Гелиевна Галактионова – старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Вадим Евгеньевич Пугач – ведущий научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет».

Людмила Маратовна Мардер – отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации, Народный учитель Российской Федерации, кавалер медали-ордена “За заслуги перед Отечеством”, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии.

Елена Станиславовна Романичева – заведующая лабораторией стратегий формирования читательской грамотности и языковой интеграции Института системных проектов ФГБОУ ВПО

«Московский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент (по согласованию).

Станислав Яковлевич Скибинский – кандидат педагогических наук, председатель правления Европейской академии Я.Корчака (по согласованию).

Татьяна Владимировна Суханова – кандидат педагогических наук, руководитель Научно- образовательного центра АО Издательство «Просвещение» (по согласованию).

Мария Александровна Черняк – доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А.И. Герцена (по согласованию).

Михаил Маркович Эпштейн – кандидат педагогических наук, доцент, главный редактор журнала «На путях к новой школе» (по согласованию).

 

ПРОГРАММА

21 октября 2016 года

Вторая Санкт-Петербургская гимназия: ул. Казанская 27

 9.30 – 10.00 Регистрация. Распределение по секциям.

 

10.00 – 10.15

Открытие конференции. Приветствие участникам от организаторов и хозяев конференции.

Российская академия образования, Издательство

«Просвещение», Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный университет,

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена, Академия постдипломного педагогического образования, Вторая Санкт-Петербургская гимназия.

 

10.15 – 11.55

Пленарное заседание. Научная сессия 1.

Ведущий: Леонид Сергеевич Илюшин

10.15 – 10.35 Елена Ивановна Казакова. Методология исследования текстов «новой природы»

10.35 – 10.55 Александр Анатольевич Данилов. Тексты «новой природы» в историческом образовании.

10.55 – 11.15 Сергей Владимирович Волков «Он пугает, а мне не страшно»: стоит ли учителю- словеснику бояться текстов «новой природы»?

11.15- 11.35 Мария Александровна Черняк. Современный масскульт в образовательном пространстве: норма или антинорма? К вопросу о текстах «новой природы».

11.35- 11.55 Татьяна Гелиевна Галактионова, Елена Станиславовна Романичева. Тексты «новой природы» и новая грамотность.

 

11.55 – 12.25

Кофейная пауза. Работа книжного киоска. Буккроссинг.

 

12.30 – 13.30

Пленарное заседание. Продолжение. Научная сессия 2

Ведущая: Елена Ивановна Казакова

12.30 – 12.50 Максим Анисимович Кронгауз. От слова к тексту и обратно.

12.50 – 13.10 Юлия Владимировна Щербинина. Новейшие книгоиздательские форматы.

13.10 – 13.30 Вадим Евгеньевич Пугач. Тексты «новой природы» и культура.

 

13.30 – 14.00

XIII Церемония вручения Приза за открытие и приобщение к миру чтения

«Размышление о Маленьком Принце» Номинанты 2016 года:

Сергей Владимирович Волков, Максим Анисимович Кронгауз, Наталья Николаевна Сметанникова, Екатерина Дмитриевна Тенютина, Анна Никитична Толстая (Фёкла Толстая).

 

14.00 – 15.00 Обед (2 смены). Экскурсия по школе. Работа книжного киоска. 14.00 – 14.30  14.30 – 15.00

 

Продолжение конференции.

15.00 – 16.30 Дискуссионные площадки. Секции. Семинар. Мастер-классы

 

Просвещение. Площадка 1. Традиции и новации в тексте учебника. История, обществознание. Ведущий:   Данилов   Александр   Анатольевич.   Выступления:   Данилов   Александр   Анатольевич. Исторический   документ   в   современном   учебнике   истории:   содержание   и   формы   работы. Журавлёва Ольга Николаевна. Пути гуманитаризации содержания школьных учебников истории: проблемы   и   новации.   Фёдоров   Олег   Дмитриевич.   Реализация   системно-деятельностного   и коммуникативного подходов: потенциал методического аппарата УМК по Всеобщей истории.

Просвещение. Площадка 2. Традиции и новации в тексте учебника. Филология.

Ведущая: Красовская Светлана Игоревна. Выступления: Пугач Вадим Евгеньевич. Современный учебник и тексты новой природы. Чертов Виктор Фёдорович. Классическая литература и современный читатель-школьник. Свирина Наталья Михайловна. Новый взгляд на учебник литературы.

Работа секций

Проектирование образовательного пространства школы как современного «текста». Работа с

«тематическим кейсом». Ведущие: Леонид Сергеевич Илюшин, Анастасия Анатольевна Азбель.

Родители как посредники в понимании текстов новой природы. Работа с «тематическим кейсом». Ведущая: Галина Владимировна Данилова.

Клиповое мышление и тексты новой природы. Работа с «тематическим кейсом». Ведущая: Мария Игоревна Гринева.

Тексты новой природы как ресурс реализации концепции преподавания русского языка и литературы. Работа с «тематическим кейсом». Ведущая: Татьяна Гелиевна Галактионова.

 

Семинар

Галина Николаевна Лола: “Книга как перфоманс: обсуждение монографии “Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования”.

 

Мастер-классы

Вячеслав Вадимович Воскобович, Любовь Сергеевна Вакуленко: “Сказочные лабиринты игры” (тексты “новой природы” как фактор интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста).

 

Елена Олеговна Галицких: «Что такое счастье. Это каждый понимал по-своему…” (отражение человеческих эмоций в текстах новой природы).

 

16.30 – 17.30 Креативная сессия

Презентация проектов:

«Медный всадник» Сергей Игоревич Богданов

«Толстой. Живые страницы» Фёкла Толстая. Студенческие работы программы «Графический дизайн» Анастасия Сергеевна Кузнецова.

17.30. – 18.00. Подведение итогов конференции.

Елена Ивановна Казакова.

Завершение работы конференции.РАО_вывеска