РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Вице-президент РАО Юрий Петрович Зинченко высказался о важности работы психологической службы в сфере образования

Сегодня большинство ведущих вузов стремятся к сотрудничеству со школами с целью отбора и улучшения подготовки будущих абитуриентов. МГУ имени М.В.Ломоносова считает работу с талантливой и мотивированной молодежью одним из приоритетов своего развития.

Задачи профессионального самоопределения сегодня сложны, как никогда.  Молодые люди сталкиваются с различными трудностями современного мира, такими как многообразие профессий, темпы социального развития, неопределенность в востребованности выбранной профессии после окончания вуза. 
Помощь и содействие в профессиональном самоопределении уже давно являются одной из востребованных и хорошо разработанных с точки зрения содержания и методов психологических практик. Школьный психолог всегда принимал эту задачу как одну из ключевых для подростков. В современной психологии созданы эффективные технологии профессиональной ориентации и консультирования, в которых  ведущую роль играют ценностно-смысловые аспекты выбора профессии. Самостоятельно соотнести личные интересы и возможности, социальные ожидания и востребованность профессий выпускники школы могут не всегда, поэтому нередко выбор профессии осуществляется под влиянием родителей, друзей, сверстников. При этом стоит отметить, что именно выбор профессионального пути является ведущей деятельностью в старшем подростковом возрасте и оказывает влияние не только на будущее молодого человека, но и на его эмоционально-личностное и психологическое состояние в целом. В связи с этим квалифицированная психологическая помощь в самоопределении может помочь подросткам осуществить свой главный выбор на пути во взрослую жизнь.  
Московская система образования предоставляет уникальные возможности для обучающихся и их семей в выборе жизненной стратегии и решении актуальных проблем. Опыт эффективной деятельности в условиях мегаполиса  востребован и полезен для всей системы образования России.
Система повышения квалификации, переподготовки, психологической помощи и сопровождения, успешно реализуемая в Москве сегодня, изучается и перенимается многими регионами.
Большинство  выпускников школ сегодня ориентированы  на продолжение образования в вузах. Одним из перспективных направлений является создание профильных классов, которые помогают подросткам решить задачу профессионального самоопределения. Чем раньше произойдет определение с выбором будущей профессии, тем эффективнее будет подготовка к ней. 
С этой целью для тех, кто интересуется психологией, в ряде школ Москвы (школы №171 710, 868, 1998, лицей №1535) открыты психологические классы, где по совместно разработанным программам идет обучение с участием преподавателей нашего факультета. 
На факультете работает Школа юного психолога, ежегодно проводится  Всероссийская олимпиада в рамках общеуниверситетской олимпиады «Ломоносов». 
Тесное сотрудничество со школами дает свои плоды. Ребята получают более глубокие представления о сфере деятельности психологов, которые работают в образовании, здравоохранении, рекламе, медиапространстве, производстве, психологическом консультировании, в военной сфере, помогают преодолевать чрезвычайные ситуации, востребованы при оказании психологической помощи семье. 
Высококвалифицированные психологи необходимы в каждой школе, поскольку развитие нынешнего поколения детей и подростков осуществляется в условиях цифровой социализации, порождающей новые вызовы и риски, помочь справиться с которыми могут школьные и детские психологи. В преддверии Десятилетия детства важным считается в первую очередь обеспечение безопасных благоприятных условий для развития и обучения детей и подростков. Именно психологическая служба в образовании в сотрудничестве с педагогическим составом и родителями может и должна реализовывать систему первоочередных мер, направленных на профилактику агрессии, суицидов, повышенной тревожности у детей и подростков в школьной среде. От того, насколько комфортно и защищенно ощущает себя каждый школьник в образовательном учреждении, зависят и его психологическое благополучие, и его дальнейшие профессиональные успехи, основу для которых он получает, обучаясь в школе.
Практика в школе всегда была и остается зоной ближайшего развития профессиональных компетенций студента-психолога и решения актуальных задач конкретной школы. В рамках практики студенты осваивают способы психодиагностики личностного и познавательного развития на различных возрастных стадиях, экспертизы  и оценки образовательных проектов и программ; разработки и реализации профилактических, превентивных, коррекционных и развивающих программ и мероприятий для детей и подростков; психологических  тренингов, консультирования по проблемам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков, диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к школе и профилактики школьной дезадаптации; контроля  и психологического сопровождения развития детей групп риска, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и одаренных детей; способы профессиональной ориентации и консультирования. Практика позволяет интегрировать в целостной профессиональной деятельности наработанные и усвоенные ранее методы и приемы психологической работы.
Школа же взамен получает компетентную психологическую помощь и рекомендации от наших специалистов.
На факультете психологии сегодня осуществляется подготовка по направлению «Психология» на уровне магистра и по специальностям «психология служебной деятельности», «клиническая психология», «педагогика и психология девиантного поведения». Есть специализации, прямо ориентированные на работу в школе,  — «психология развития и обучения», «психологическое консультирование в образовательной среде».
Конечно, выпускники этих специализаций мотивированы на работу в образовании и идут работать в школы в качестве практических психологов. Выпускники других специализаций тоже достаточно часто избирают школы как место реализации их профессиональных компетенций. Это доказывает тот факт, что образовательная среда нуждается в комплексном психолого-педагогическом сопровождении, целью которого является повышение психологической культуры педагогов, классных руководителей, родителей и самих обучающихся. Чем больше участники образовательного процесса будут знать о возрастных особенностях детей и подростков, о рисках и вызовах цифрового мира и его влиянии на развитие ребенка, тем более безопасной и развивающей будет атмосфера в учебных заведениях.
Реализация требований новых ФГОС общего образования также предполагает самое тесное сотрудничество педагогов и психологов в решении образовательных задач и достижении планируемых результатов. 
Следовательно, нельзя отрывать науку от практики, а школу — от вуза.

Источник

ПРЕСС-ЦЕНТР