РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В стиле мегасайенс. РАО нацелилась на масштабные проекты

“Российская академия образования — штаб, который должен отвечать за будущее России”, — заявил ректор МГУ академик Виктор Садовничий, выступая на заседании Попечительского совета РАО, состоявшемся недавно в Администрации Президента РФ. Принято считать, добавил он, что за будущее страны ответственны университеты, однако они работают со вчерашними школьниками. 
Попечительский совет РАО был создан при поддержке Президента РФ три года назад. В него вошли ведущие российские ученые, государственные деятели, руководители госкорпораций. На заседании обсуждались итоги работы академии в уходящем году и ключевые направления ее развития. Открывая собрание, председатель Попечительского совета, заместитель руководителя Администрации Президента РФ Магомедсалам Магомедов поблагодарил членов совета за организационную, административную и финансовую поддержку, благодаря которой реализуется программа развития РАО. Он отметил, что “обновленная Академия образования развивается как ведущий международный научный и образовательный центр, деятельность которого направлена на решение приоритетных задач отечественного образования.
“Наша общая цель — помочь академии стать платформой для важнейших научных проектов, новых направлений исследований в области наук об образовании”, — подчеркнул глава совета. 
Министр науки и образования Михаил Котюков, недавно вошедший в состав Попечительского совета, пригласил РАО активно включаться в реализацию Стратегии научно-технологического развития, сотрудничать с подведомственными Минобрнауки организациями.
“Не сомневаюсь, что нам есть над чем поработать вместе”, — заметил он. Министр сообщил, что завершается подготовка соглашения между Минобрнауки и РАО, обсуждению которого была посвящена встреча руководителей обеих структур, состоявшаяся утром того же дня. 
И.о. президента РАО Юрий Зинченко рассказал о программе развития Российской академии образования. По его словам, все показатели (всего их — 21), по которым оценивалась эффективность ее реализации, выполнены, а некоторые даже перевыполнены (в основном связанные с созданием инновационной среды и молодежными проектами РАО). 
Говоря об общих с МГУ проектах, Ю.Зинченко выделил как наиболее значимый VII Международную конференцию “Воспитание и обучение детей младшего возраста”, посвященную педагогике и психологии детства. Кроме того, специалисты РАО вместе с учеными МГУ начали масштабное лонгитюдное исследование академической успешности. “Уже первые результаты показали перспективность этого подхода”, — отметил Ю.Зинченко.
Трагические новости из школьной жизни в этом году заставили ученых обратить внимание на вопросы безопасности и задуматься о развитии эффективного психологического сопровождения образования. На базе РАО начал работать Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования. 
Для понимания природы и механизмов психического развития, обучения, воспитания детей сегодня не обойтись без междисциплинарного подхода, который предполагает исследования в области нейронаук, лингвистики, информатики, молекулярной генетики. Поэтому в РАО был создан кластер междисциплинарных исследований в области наук об образовании, в состав которого вошли лаборатории, оснащенные высокотехнологичным исследовательским оборудованием. Фундаментальные исследования детства, принятие научно-обоснованных административных и управленческих решений невозможны без анализа больших данных, открывающего новые возможности для оценки системных эффектов. В РАО открылся Дата-центр, приобретен современный вычислительный комплекс. Президент РАО подчеркнул, что исследования, проводимые на базе кластера, безусловно, направлены на решение проблем, связанных с социо-гуманитарными вызовами, которые обозначены в Стратегии научно-технологического развития страны.
— Основная задача этого года — проведение общенационального междисциплинарного лонгитюдного исследования с использованием веб-технологий, которое позволит создать портрет современного российского ребенка, — рассказал Ю.Зинченко. — По масштабу и значимости его можно сравнить с научными установками класса “мегасайенс”. 
Реализуя этот проект, ученые ставят задачу разработать на основе полученных знаний о детстве новые модели подготовки педагогов и учителей, создать методологию конвергентных исследований в сфере наук об образовании, получить научно-обоснованную модель благополучного развития и успешного обучения ребенка в цифровом обществе, найти возможности снижения рисков негативного воздействия цифровой среды. Кроме того, результаты выполнения проекта станут основой для принятия высших управленческих решений в социальной сфере и зададут новые векторы эффективных педагогических исследований. 
Ю.Зинченко отметил, что академия активно взаимодействует с РАН, РФФИ и РНФ. В частности, ученые РАО ведут исследования в рамках поддержанных РНФ проектов “Разработка открытой экспериментально-аналитической веб-платформы для сбора и интеллектуального анализа данных междисциплинарных исследований в области психического здоровья” и “Когнитивные основы успешности обучения русскому языку”. РАО также сотрудничает с фондом “Талант и успех” и созданным им образовательным центром “Сириус” — в рамках проекта “Исследование индивидуальных различий в одаренности и успешности”. Кроме того, проводится совместная работа по созданию цифровой психодиагностической платформы для оценки индивидуальных психологических особенностей одаренных детей. Руководитель фонда Елена Шмелева вошла в Попечительский совет РАО.
Академия продолжит начатую предыдущим президентом Людмилой Вербицкой работу по сохранению и развитию русского языка в России и мире во взаимодействии с Обществом русской словесности, возглавляемым Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Не меньшего внимания требуют и вопросы преподавания языков и литературы народов России. Академия нацелена на сотрудничество с недавно созданном Президентом России Фондом сохранения и изучения родных языков народов РФ.
Ю.Зинченко подчеркнул, что предстоит большая работа по совершенствованию школьных учебников и их экспертизе. РАО по просьбе Министерства просвещения готовит предложения по изменению системы экспертизы учебников и учебных пособий. Это важный и резонансный для всей страны вопрос. “Нужно прорабатывать его со всеми заинтересованными сторонами, но во главу угла ставить качество образования”, — заявил президент РАО. 
Расширяя свое присутствие в мире, Российская академия образования ведет деятельность по созданию Международной ассоциации академий образования.
В июле следующего года предстоит, по словам Ю.Зинченко, “важное событие для отечественной науки”, которое будет иметь большое значение для развития диалога между отечественными и зарубежными учеными: в Москве состоится XVI Европейский психологический конгресс под эгидой ЮНЕСКО. Впервые главный форум европейских психологов пройдет в нашей стране. Организационный комитет возглавит заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова
После выступлений членов Попечительского совета, высказавших свои пожелания и предложения, и.о. президента РАО сообщил о результатах конкурса на соискание медали “Молодым ученым за успехи в науке”. В этом году конкурс прошел в Российской академии образования в третий раз, но впервые победители получили премии Попечительского совета. Их обладателями стали Артем Ковалев, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории “Восприятие” факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, научный коллектив в составе Дмитрия Ильина, главного аналитика лаборатории мониторинга эффективности и качества научных исследований (Дата-центр) РАО, и Павла Колясникова, ведущего аналитика Дата-центра РАО. Третью премию разделили пять человек — научный коллектив из Ярославского государственного университета. 

ПРЕСС-ЦЕНТР