РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Интервью РАО

«Российская Газета»> Чему должны научить ребенка в детском саду

В Сочи прошел Второй Всероссийский съезд работников дошкольного образования. Какой детсад лучший? Чему воспитатель должен ребенка научить? Об этом “РГ” рассказала директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец.

– В последнем рейтинге муниципальных детских садов лидером неожиданно стал детсад из Нижневартовска. Это суперсадик или там супервоспитатели?

– Рейтинг составлен на основании научных критериев и социального запроса родителей. Годы, когда детский сад служил “камерой хранения” для ребенка, давно прошли. Сегодня родители очень внимательно выбирают детский сад, смотрят на уровень педагогов. Воспитатель – это не тот человек, который проследит, чтобы ребенок съел всю кашу, а тот, кто отвечает за его будущее.

– А если говорить о научных критериях?

– Мы учитывали основные характеристики: условия пребывания ребенка в детском саду, уровень профессиональной подготовки педагогов и организация образовательного процесса. Безусловно, самый важный параметр – здоровье детей. Мы смотрели, где малыши болеют реже, есть ли спортивный зал или бассейн, как соблюдаются требования безопасности.

Очень важно, работают ли в детском саду высококвалифицированные специалисты, есть ли логопед, психолог. Доступно ли учреждение для детей с ограниченными возможностями, разработаны ли для них программы. Обращали внимание на то, как оформлены и оборудованы групповые комнаты, достаточно ли игрушек. Есть ли дополнительные занятия: художественные, музыкальные кружки, изучение иностранного языка, водят ли детей на экскурсии .

– А почему в рейтинг не попала Москва?

– Рейтинг проводился на добровольной основе. В прошлые годы в нем участвовала и Москва, а в этом году ее нет.

– Многие родители предпочитают не отдавать ребенка в детский сад. Как вы к этому относитесь?

– Я не отрицаю семейных форм образования. Но, как педагог, считаю, что ребенку лучше ходить в детский сад. Есть такая важная составляющая, как умение жить в обществе. В детском саду ребенок учится дружить, быть самостоятельным, активным, инициативным. Дошкольная программа направлена на развитие речи, внимания, памяти, мышления, воображения.

– Родители жалуются: первое ругательное слово ребенок приносит именно из детсада. Как на это реагировать?

– Когда ребенок копирует чужие образцы поведения и чужие слова, это нормально. Если после детсада он начал ругаться, важно сохранять спокойствие и показать, что вам это неприятно: “При мне не говори таких слов”. Ну, и конечно, нужно поговорить с педагогами.

– Сколько детей ждут очереди в детсады?

– По данным Росстата, в очереди стоят 2 миллиона 700 тысяч детей. То есть как только ребенок родился, его поставили на учет. Но это не значит, что он нуждается в детском саду именно сейчас, место ему понадобится года через два-три. Есть и актуальный спрос – 1 142 000 детей. Чтобы его удовлетворить, нужно строить новые сады, модернизировать старые, стимулировать частный сектор. Негосударственных детских садов всего 1,4 процента от общего числа. Если бы их стало больше, то и проблема ясельных групп могла бы быть снята. Если частный сад получил лицензию, его контролируют органы надзора так же, как и муниципальные. Поэтому качество образования там не должно быть хуже.

– Почему ясельные группы закрываются?

– Это происходит из-за того, что власти пытаются ликвидировать очереди в дошкольные учреждения для детей 3-7 лет. Без мест остаются около полумиллиона таких малышей. Однако нельзя решать проблемы доступности садов для одних детей за счет других. Нужно обеспечивать местами всех, кто в этом нуждается.

rg.ru, 21 октября 2014