РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Л.А.Вербицкая РАО

Состоялась конференция, посвящённая ученому-педагогу, академику РАО Володару Викторовичу Краевскому

Конференция, посвящённая 90-летию со дня рождения известного российского ученого-педагога, академика РАО  Володара Викторовича Краевского (1926 –2010), состоялась в Российской академии образования. Организаторы мероприятия – Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, Институт стратегии развития образования РАО.

С приветствиями к участникам и гостям конференции обратились Президент Российской академии образования, академик РАО, д.филол.наук, профессор Л.А. Вербицкая, директор Института стратегии развития образования РАО, д.филос.н., профессор С.В. Иванова и академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО,академик РАО, д.п.н., профессор М.Л. Левицкий.

Л.А. Вербицкая с большим теплом и искренностью говорила о Краевском-человеке и ученом, о его непростой биографии и выдающихся достижениях в педагогике, что значительно обогатило науку. Володар Викторович был крупным специалистом по методологии педагогики, дидактике, проблемам профессиональной подготовки педагогов-исследователей. В работах последних  лет он часто писал о гуманизации обучения. В.В.Краевский хорошо известен, как руководитель группы, создавшей культурологическую концепцию общего среднего образования, которая до сих пор является востребованной в обновлении современного содержания образования и разработке новых нормативных документов.

Характеризуя личность Володара Викторовича, Людмила Алексеевна назвала его «подвижником»,«непревзойдённым интеллектуалом», «человеком удивительного ума и обширных знаний». Об этом свидетельствуют труды учёного,которые переведены на 12 языков и опубликованы в разных странах. Актуальными и востребованными отсаются книги:  «Проблемы научного обоснования обучения(методологический анализ)», «Педагогическая теория: чтоэто такое? Зачем она нужна? Как она делается?», «Общие основы педагогики», «Методология педагогического исследования». ДЛя исследователей проблем дидактики настольными книгами  являются:  «Теоретические основы содержания общего среднего образования» и «Теоретические основы процесса обучения в советской школе». Они были созданы коллективом сотрудников под руководством В.В. Краевского. В непростое для отечественного образования время, в 90-е годы, В.В.Краевский возглавлял отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, повышал методологическую культуру будущих ученых, читая курс лекций по методологии педагогического исследования для аспирантов всех институтов РАО». Володар Викторович «был открыт общению со всеми, одинаков и со студентами, и с министрами, что свидетельствует о его интеллигентности».

konferenciya-kraevskij

Л.А. Вербицкая, приветствуя работу конференции, обратила внимание на слова В.В.Краевского, которые и сегодня могут определять вектор исследований педагогов: «Стабильность общества находится в прямой зависимости от стабильности образовательной системы, соответствия самого образования современности, конкретно – от того, чему мы учим подрастающего человека, как представлено содержание образования».

М.Л. Левицкий отметил особую атмосферу посвящённых научным школам конференций, потому что они «персонифицированы и эмоционально окрашены воспоминаниями о личности руководителя».

Характеризуя школу В.В.Краевского, которая складывалась на рубеже 60-70-х гг. ХХ века в ситуации, когда представления о теории и методологии педагогики носили канонический характер, Михаил Львович отметил «вольнодумство» Володара Викторовича, предложившего расширить предмет педагогических исследований до условий реализации образовательного процесса, а также его «прозорливость» – сейчас эти «представления о предмете педагогики закреплены во ФГОСах».Вспоминая о своём коллеге и наставнике, М.Л. Левицкий отметил особое его качество:«принципиальную интеллигентность», но при этом подчеркнул «в научных дискуссиях он был неистов».

Развитию методологических идей и приобщению к ним преподавателей вузов способствовала работа В.В. Краевского на кафедре педагогики Всесоюзного института повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических и руководящих кадров народного образования. Этот институт имел  огромнуюпопулярность. Ещё одна площадка– научный совет по методологии педагогики, который обсуждал актуальные проблемы и формировал научно-педагогическое сообщество”.

М.Л. Левицкий назвал конференцию образцом преемственности научных идей и пожелал ее участникам «ярких впечатлений и находок».

С.В. Иванова рассказала о том, как серьёзно и ответственно Институт стратегии развития образования РАО совместно с Российской академией образования готовились к мемориальной конференции, посвящённой В.В. Краевскому. Эта подготовка прошла «в дружественности и близости друг к другу».

Размышляя о значении личности и деятельности выдающегося ученого, Светлана Вениаминовна заметила, что «традиционно говорят, будто с такими людьми уходит эпоха, но эта эпоха на самом деле не ушла, поскольку и сегодня мы сверяем с ней научную жизнь, и в каждой добротной педагогической диссертации прослеживаются методологические идеи Краевского». И, конечно, радует, что в зале всё больше тех, кто,«не будучи лично знакомыми с Володаром Викторовичем,знают имя Краевского по его выдающимся трудам».

Старая библиотека Института хранит память об ученых, здесь, сообщила Светлана Вениаминовна, находятся и многие труды В.В. Краевского. Конференция – это еще одно «выражение признательности к известному российскому учёному, признание в том, что его научное наследие живо». Но наследие «нужно не только хранить, но и развивать».

Завершая выступление, С.В. Иванова выразила надежду, что конференция пройдёт успешно и тем самым «будет вложен ещё один кирпич в фундамент педагогической науки».

На пленарном заседании с докладами, в которых освещалась жизнь и научная деятельность В.В. Краевского, осмысливались его научные открытия, влияние его педагогических идей на современную науку, выступили сотрудники Института стратегии развития образования, РАО, МГИМО МИД России, Московского педагогического государственного университета, Московского государственного областного университета,Государственного социально-гуманитарного университета, Института образования человека, Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.

Спектр представленных в выступлениях биографических и научных тем был очень широк:«Гражданин. Учёный. Человек» (академик РАО, д.п.н.В.П. Борисенков); «Разные жизни в одной судьбе» (д.п.н. Е.В. Бережнова); «Станет ли педагогика наукой? Размышления о методологии В.В.Краевского» (чл.-корр. РАО, д.п.н. В.В. Сериков); «Педагогическая наука и качество научных исследований» (чл.-корр. РАО,д.п.н. В.М.Полонский); «Создание культорологической теории содержания образования и её развитие в современных исследованиях» (д.п.н. И.М. Осмоловская);«Слово о выдающемся деятеле отечественной педагогической науки В.В. Краевском» (д.п.н. Ю.Б.Алиев); «Генезис развития В.В. Краевским теории содержания общего среднего образования» (чл.-кор. РАО, д.п.н., М.В. Богуславский); «Образовательные компетенции и методология дидактики (чл.-кор. РАО, д.п.н. А.В. Хуторской); «Взаимосвязь педагогической теории и практики как методологическая проблема» (д.п.н. С.А. Ермолаева), «Дидактика как теоретическая основа инновационного образования» ( д.п.н. М.В. Кларин); “Построение дидактической теории учебных заданий с помощью методологии В.В. Краевского” (д.п.н. А.И. Уман); “Взгляд на дидактику в контексте современного научного знания” (д.п.н. Т.М. Ковалева); “Творческая природа педагогической профессии” (магистрант А.А. Шахманова).

Несмотря на сложность и серьёзность тем и проблем, освещаемых в выступлениях, учёные не избегали лирических отступлений. Поэтому в доклады гармонично вписывались и личные воспоминания о встречах с В.В. Краевским, и впечатления от общения с ним, и даже стихи.

Коллегам В.В. Краевского не хотелось ставить последнюю точку в конференции – получилось многоточие: снова учёные задавали друг другу вопросы, снова спорили, поэтому заместитель директора по научной работе Института стратегии развития образования В.В. Сериков предложил продолжить обсуждение нерешённых и вновь возникших проблем на круглом столе «Дидактика в пространстве постнеклассической методологии и инновационных образовательных процессов».

При подведении итогов Е.В. Бережнова выделила три задачи, четко обозначенные в ходе конференции: 1) изучение наследия В.В. Краевского, систематизация методологических знаний в составе педагогической науки и включение его в содержание педагогического образования; 2) дальнейшее развитие идей, которые активно обсуждались на конференции: научный статус педагогики, связь педагогической науки и практики, проблемы научного обоснования обучения, качество педагогических исследований, проблемы содержания обучения и обучения в новой реальности; 3) разработка инструментария, адекватного новым объектам педагогического исследования.

Подводя итоги, С.В. Иванова сказала: «Мы поработали сегодня серьёзно и уйдём не только со светлыми воспоминаниями о личности Володара Викторовича, но и с тем ощущением, что методология Краевского работает, с размышлениями о том, в какую сторону развивать дидактику и методологию».

На конференции присутствовали более 70 человек из 7 регионов России. Но, на самом деле, был ещё один – главный её участник – Володар Викторович Краевский.

Источник