РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Agile ради России: Зинченко и Реморенко предложили пути воспитания компетентных педагогов

28 января в рамках III Всероссийской конференции «Путь к успеху: национальные проекты и стратегия поддержки одаренных детей и молодежи» в «Сириусе» состоялся круглый стол «Идентичность развития – подготовка высококвалифицированных педагогов в исследовательской педагогической магистратуре. Организация проектной деятельности в школе по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

Ключевые вопросы обсуждения коснулись исследовательской культуры в школе и новых принципов подготовки учителей-исследователей. В частности – совместного проведения исследований со школьниками по приоритетным для своего региона направлениям, возможностей взаимодействия школы с университетами, научными центрами и ведущими компаниями, а также принципов общественно-профессиональной экспертизы и аккредитации исследовательских магистерских программ.

В числе приглашенных экспертов – президент Российской академии образования Юрий Зинченко, руководитель Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований ИМЭМО РАН Ирина Семененко, руководитель аппарата Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования (ФУМО ВО) Ирина Кондракова, заместитель директора Института лазерных и плазменных технологий НИЯУ МИФИ Андрей Кузнецов, первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова и главный эксперт отдела образовательных проектов департамента образовательных программ ФИОП РОСНАНО Андрей Мельников.

Модератором встречи выступил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Он открыл круглый стол докладом о педагогической исследовательской магистратуре в МГПУ как о примере инструмента реализации утвержденной правительством России программы повышения профессионального уровня педагогов общеобразовательных организаций.

«В обозначенных сегодня темах круглого стола многое переплелось: и идентичность развития, и принципы исследовательской культуры, и совместная работа школ и институтов. Но нервом этого обсуждения станет магистратура как один из уровней высшего образования, в ходе которого может вестись подготовка специалистов для работы с одаренными детьми. И касаясь особенностей реализации этой программы, можно говорить о ее исследовательских и проектных технологиях, о том, что их можно обобщить в так называемую систему Action research – исследование изменений», – отметил Игорь Реморенко.

По его словам, Action research – это прежде всего ориентация подготовки на решение «живых» проблем, на практику, знание международного контекста и непрерывное обновление педагогического образования, опора на мастерские и активные методы обучения, такие, как agile-проектирование, ситуационные задачи, форсайт-сессии и science battle.

«Здесь мне вспоминаются слова знаменитого психолога Курта Левина, который говорил: если вы хотите по-настоящему что-то понять, попробуйте это изменить. Настроиться на изменения, научиться работать с ними в фокусе проектной и исследовательской деятельности – это и есть ключевые запросы современного образования», – добавил модератор.

Любые изменения в системе педагогического образования связаны с большими вызовами, которые сегодня интегрированы в Стратегию научно-технологического развития России, считает Юрий Зинченко. По словам президента РАО, «мы никаких исследователей не подготовим, никакой наукой заниматься не сможем, если система образования будет существовать самостоятельно без учета тех задач, которые стоят сегодня перед страной».

В стратегии НТИ говорится о возможности эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.

Дорожная карта развития педагогического образования, как отмечает спикер, заключается не в создании отдельных моделей школ будущего, а в разработке методологий образования как саморазвивающейся системы и обязательного результата общественного договора науки, общества, государства и бизнеса. Во главе угла – подготовка компетентных педагогов для обновленной системы образования и развитие необходимых IT-компетенций нынешних педагогов и исследователей в области наук об образовании.

«Особое внимание хотелось бы уделить возможностям и рискам цифровизации в образовании, как осознанным категориям, которые могут легко встраиваться в систему педагогического образования, переходить в школу и становиться частью реальной жизни, мощнейшим фактором социализации в цифровом информационном пространстве. И без необходимых базовых IT-компетенций у учителя (и вообще у любого исследователя) цифровой экономики и цифрового общества не построишь. Потому что IT-специалисты будут создавать среду, а педагогам дальше самим придется в ней уживаться и выстраивать в ней свою профессиональную деятельность», – сказал Юрий Зинченко.

В фокусе внимания спикера – актуальные направления в исследовательской педагогической магистратуре. К ним президент РАО отнес такие области подготовки, как педагогическая деятельность в условиях неопределенности и риска, преодоление разрыва между «аналоговым» поколением учителей и родителей и «цифровым» поколением детей, интеллектуально-личностные предпосылки продуктивности мышления в учебной деятельности, рациональность и готовность к неопределенности в системе предикторов академических достижений и многое другое.

Обобщая сказанное, модератор круглого стола Игорь Реморенко напомнил слушателям о рисках, встречающихся на пути реализации программ развития современного образования, один их которых – «размывание профессиональной идентичности». Последний вопрос, о том, связаны ли между собой проблемы идентичности и педагогики, ректор МГПУ адресовал руководителю Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований ИМЭМО РАН Ирине Семененко.

«Проблему идентичности мы изучаем в течение 15 лет, и первые итоги исследования изложены в работе, которую я привезла на конференцию. Тематика идентичного развития – это не абстрактная категория, это состояние мировоззрения человека, когда он связывает свою судьбу с развитием сообщества, членом которого является. Изучение этой области началось с психологии и книги Эриксона “Идентичность юность и кризис”. Из психологии это перешло в другие социальные и политические науки. Кто участвует в процессе формирования идентичности развития? Государство и конечно образовательное сообщество. И если вспомнить о том, что говорили предыдущих два докладчика, можно отметить, что в магистратуре (исследовательской и педагогической) важно учитывать также и прогностический компонент, который отвечает за востребованные профессии будущего, потому что смотреть вперед и уметь прогнозировать тенденции мирового политического и экономического развития сегодня крайне важно», – подытожила Ирина Семененко.

Источник