РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В Мастерской управления «Сенеж» представители вузов обсудили концепцию развития психологических служб высшей школы

5 апреля в Мастерской управления «Сенеж» в Подмосковье состоялся однодневный выездной семинар-совещание «Психологическая служба в системе высшего образования: концептуальные основы и перспективы развития».

Участниками мероприятия стали более 120 представителей ВУЗов страны – проректоры, курирующие деятельность психологических служб образовательных организаций высшего образования, и руководители психологических служб университетов. Организаторами семинара выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская академия образования и АНО «Россия страна возможностей».

Григорий Александрович Гуров, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации, обратил внимание на результаты проведенного в стране исследования ­­ – психологическую службу или центр имеет каждый пятый вуз (21,9%), при этом более половины университетов (55,3%) имеют одного психолога или кабинет разгрузки без штатного психолога.

Порой психологическую помощь оказывают сотрудники кафедр психологии, отделов культурно-массовой работы, а также студенческих объединений. Запрос на такую помощь у студентов есть – почти каждый третий студент (29,5%)  сохраняет телефон экстренной психологической службы, и более двух третей студентов (70,2%) считают, что университетские службы могут помочь им в решении проблем. 

В ходе пленарного заседания эксперты обсудили роль психологической службы в воспитании будущего поколения и роль психологического благополучия в обеспечении качества образования.

Эдуард Владимирович Галажинский, вице-президент Российской академии образования, ректор Томского государственного университета, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, обратил внимание на отсутствие национальной диагностической базы и стандартизованных психологических инструментов, что подтверждает необходимость формирования системы психологических служб в ВУЗах страны. 

Модераторами обсуждения выступили Татьяна Николаевна Тихомирова, научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, и Мария Александровна Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Виктор Стефанович Басюк, и.о. вице-президента РАО, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, уточнил, что проект организации психологического сопровождения в вузах реализуется Российской академией образования по поручению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:

«Сегодняшнее мероприятие – это первое подведение итогов деятельности Федерального ресурсного центра РАО в рамках научно-методического сопровождения работы “горячих линий” психологических служб вузов, и определение основных концептуальных подходов развития психологических служб в высшей школе. Академия подготовила проект концепции организации психологического сопровождения в высшем образовании, который сегодня рассматривается в Министерстве. Сегодня представители профессионального сообщества, психологи вузов поддержали основные положения, которые вошли в эту концепцию. Надеюсь, что в ближайшее время общим профессиональным фронтом мы начнём реализацию этих мероприятий».

Участники семинара также обменялись опытом по вопросу развития системы экстренной психологической помощи. Были обсуждены этические аспекты психологического сопровождения высшего образования и организация научных исследований в интересах развития психологической службы в ВУЗах страны.

«Необходимы курсы повышения квалификации, опирающиеся на практику. РАО готова собирать на своей площадке специалистов психологических служб. Надеюсь, это вызовет живой отклик, вы будете подключаться и приезжать к нам», – рассказала Елена Юрьевна Брель, главный аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, профессор РАО.