РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Казанский РНЦ НЦ РАО РАО

ХХI Международная научно-практическая конференция «Одаренность и ее развитие в условиях трансформации педагогического образования»

Как сделать школьника успешным? Эта проблема стала центральной на ХХI Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие в условиях трансформации педагогического образования». Конференция была проведена 30-31 января Научным центром РАО Казанского федерального университета. Мероприятие приурочено Году Л.Н.Толстого: великому писателю и педагогу в 2018 г. исполняется 190 лет, он жил и учился в Казани – поэтому Год Л.Н.Толстого объявлен и в университете, и в Республике Татарстан.

На конференции было отмечено, что последние годы характеризуются массовой волной мероприятий, связанных с выявлением и поддержкой одаренных детей, школьников, студентов: это и конкурсы для детей «Я – талантлив», и международные конкурсы для учащихся профессиональных колледжей «WORLDSKILLS», олимпиады для студентов вузов «Я – профессионал», Всероссийские конкурсы «Синяя птица», международные научно-практические конференции, семинары, симпозиумы и т.д. Наука не всегда включается в исследования эффективности этих мероприятий: если брать конкурсы одаренных – даже обывателю видно, что признание таланта окрыляет человека и позволяет ему уверенно идти вперед, если брать научные конференции – то их эффективность пока определяется по количеству зарубежных публикаций (причем не обязательно по одаренности). В результате реальных исследований этой проблемы в последние годы практически нет. Преобладают мероприятия, организованные в жанре шоу. Одаренность остается дискуссионной и малоисследованной проблемой. Хотя страна уверенно фиксирует результаты олимпиадного и конкурсного движения.

Все это происходит на фоне трансформации подготовки учителей, продолжающихся дискуссий вокруг уже принятых документов – ФГОС, стандарта педагога и др.

Участники конференции обратили внимание на то, что трансформация сознания человека, образования, культуры, общества происходила и раньше и происходит сейчас. Однако в одних случаях трансформация носит стихийный характер, в других управляемый.

Бурная трансформация просвещения происходила в ХIХ веке. В середине ХIХ века большую роль в придании этой трансформации управляемого и направленного характера сыграл Л.Н.Толстой. Эта трансформация напрямую не затрагивала систему подготовки учителей в России, но оказывала влияние на содержание этой подготовки, на ее приоритеты.

Для того чтобы ознакомиться с европейским опытом просвещения и применить его на практике, Лев Толстой в середине ХIХ в. побывал за границей: посетил Лондон, затем Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. Однако европейские школы разочаровали его, и он решил создать собственную педагогическую систему, основанную на свободе личности, направленную на раскрытие её творческого потенциала и создание условий для перехода одаренности в талант. Толстой публикует учебные пособия и специальные работы по педагогике, применяет их на практике в Ясной Поляне.

Если на Западе трансформация педагогического образования носила (и до сих пор носит) в большей степени стихийный характер, то в России она всегда была более управляемой. Даже если управленческие структуры вносили в систему элемент хаоса, то непосредственные участники образовательного процесса трансформировали этот хаос в более или менее устойчивую структуру. Слова  Л.Н. Толстого  «мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны» как никогда актуальны в наше время: они позволяют практикам найти точки бифуркации в хаосе и делать систему образования относительно устойчивой.  

Многие участники конференции обратили внимание на то, что есть две противоположные точки зрения – «все дети – одаренные» и «одаренные дети» встречаются очень редко». Оптимизация образования для одаренных заключается в нахождении баланса между обучением в однородных и разнородных группах и индивидуальными занятиями. Необходимо подчеркнуть, что целесообразность любой формы дифференциации должна оцениваться с позиций пользы не только для группы одаренных, но и всех учеников. Выявление, развитие и обучение одаренных детей должно иметь единую систему. Ни одна из форм работы с одаренными не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Учителя-практики заметили на конференции, что их сокровенная мечта о «ребенке-звездочке» – чаще мечта. Интеллектуально одаренных от природы детей, имеющих высокий уровень развития логического мышления, обладающих познавательной самодеятельностью, т.е. способностью не «гаснуть» в полученном ответе, «видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие» (по Д.Б.Богоявленской) – единицы. Чаще, ребенок-олимпиадник, – результат кропотливой работы сначала семьи, а потом школы. И задача учителя, найти такого ребенка, который с интересом устремится к новым знаниям и не остановится, встретившись на пути с трудностями; будет мыслить неординарно и с удовольствием решать так называемые дивергентные задачи (задачи, имеющие неоднозначный ответ или несколько вариантов решений). Задача учителя – научить ребенка учиться и самому при этом быть высокообразованным и стремиться к самосовершенствованию. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Докладчики подчеркивали, что богатейшее наследие прошлого может и должно широко использоваться при организации работы с одаренными: влияние личности педагога на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений, –  утверждали педагоги прошлого. Успех учащихся во многом зависит от точного ощущения исторического и культурного времени. Задача образования – не только обогатить учеников сведениями о культуре, но и помочь человеку обрести себя в ней, сформировать собственное культурное самосознание, отношение к миру, культурам, отношение к себе и другим и т.д. Смысловую задачу обучения не стоит сводить лишь к познанию действительности, а необходимо акцентировать внимание на её преобразовании и развитии, на «Я-участии» в культурно-цивилизационном процессе.

В работе с одаренными детьми необходимо отходить от технократического понимания технологии обучения (воспитания, развития, общения и т.д.), переходить к пониманию технологии как искусства, мастерства (тем более что в переводе с греческого это и есть искусство, мастерство). В условиях работы с одаренными технология – это искусство не воздействия, это искусство взаимодействия – взаимодействия души педагога с душой ребенка, взаимодействия, направленного на создание эмоционального поля счастья, творческого озарения, интеллектуального подвига, эстетического удовольствия, нравственного успеха.

Что надо делать для того, чтобы каждый школьник (т.е. каждый изначально одаренный) чувствовал себя успешным? Конечно, много всего … Но главное, отметили участники конференции, надо поднимать уровень жизни семьи, ее благосостояние, культуру и т.д. Если родители с рождения ребенка не будут заниматься его развитием (независимо от детского сада, школы, кружков и центров дополнительного образования), шансов у школьника стать успешным в учебе, в профессии и в жизни мало. Планируемый рост молодых семей, количества детей должен быть связан с существенным ростом их уровня жизни. Если у нас будет много детей и много бедных семей, не способных обеспечить своим детям достойное образование в условиях дикого рынка, то шансов на то, что у нас будет процветающая нация, станет еще меньше.

В.Ф.Габдулхаков, куратор центра