РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийская научно-практическая конференция «Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства»

27 октября в Екатеринбурге прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Инженерное мышление: особенности и технологии воспроизводства».

Конференция была организована совместно Уральским Федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) и Российским государственным профессионально-педагогическим университетом (РГППУ) при участии Регионального научного центра РАО на базе УрФУ и Научного центра РАО на базе РГППУ. Активное участие в подготовке материалов конференции принял член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, член научного совета НЦ РАО РГППУ Э.Ф. Зеер.

Состав участников, принявших участие в конференции очно и заочно, продемонстрировал междисциплинарный статус проблем, предложенных для обсуждения, а также высокий интерес к ним современного научного сообщества. География участников конференции охватывает такие города, как Москва, Новосибирск, Саратов, Уфа, Пенза, Калуга, Ханты-Мансийск. Также участие в конференции приняли представители ближнего (республика Беларусь) и дальнего зарубежья (Израиль).

Несмотря на то, что основной темой конференции стало инженерное мышление, большое значение на конференции уделялось трансформации образовательных технологий и гуманитаризации образования инженеров.

На пленарном заседании выступила доктор философских наук, ученый секретарь НЦ РАО на базе РГППУ, профессор кафедры профессиональной педагогики и психологии Института психолого-педагогического образования Людмила Андрюхина с докладом «Инженерное мышление в «водовороте» философских дискурсов: от Щедровицкого до Латура».

Оригинальный подход к понятию «инженерное мышление» предложил кандидат философских наук, и.о. директора департамента философии, заведующий кафедрой онтологии и теории познания УрФУ, доцент Александр Кислов в докладе «Конструктивная логика инженерного мышления». Предметом обсуждения стал вопрос о том, почему в подготовке инженерных кадров отсутствует дисциплина, соответствующая современному уровню логического знания.

Профессор кафедры онтологии и теории познания УрФУ, доктор философских наук Надежда Бряник обратилась к творчеству Циолковского, масштабность инженерного мышления которого она связала с его космической философией. Вопрос о роли мыслителя в истории инженерной мысли вызвал дискуссию.

Профессор кафедры методологии профессионально-педагогического образования РГППУ, доктор педагогических наук Николай Чапаев представил свою концепцию о принципиальной связности двух типов знания – педагогического и технического. В своем докладе «Генетическая общность педагогического и технического знания» он обосновал перспективы развития инженерно-педагогического образования.

Профессор кафедры культурологии и дизайна УрФУ, доктор философских наук Татьяна Быстрова выступила с докладом «Трансформация гуманитарной составляющей инженерного образования», обозначив принципы, на которых можно выстраивать гуманитарные курсы для инженеров.

Среди участников конференции особо хотелось бы отметить тех, кто сам непосредственно связан с инженерной профессией и способен описать ее особенности и проблемы. Так, специфика инженерной деятельности была раскрыта и методически развернута по этапам и ее составляющим заведующим кафедрой математических и естественно-научных дисциплин РГППУ, кандидатом физико-математических наук Сергеем Анаховым в докладе «Стратегии инженерного поиска при проектировании плазменных технологий».

Доцент кафедры онтологии и теории познания УрФУ, кандидат философских наук Анна Шуталева выступила с сообщением о «Роли и значении эмоционального интеллекта в инженерном мышлении».

Доцент кафедры онтологии и теории познания УрФУ, кандидат философских наук Анна Карташева, опираясь на опыт проектной деятельности студентов специальности «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере» по построению систем, связанных с распознаванием изображений, сделала сообщение «Распознавание образов как инженерная задача».

Участие в конференции приняли не только известные в своих областях ученые, но и представители студенческого сообщества. Круг обсуждаемых вопросов варьировался в диапазоне от поиска отличительных особенностей инженерного мышления как такового, безотносительно к его разновидностям, до предпочтения вариантов образовательных программ, позволяющих формировать инженерное мышление, отвечающее требованиям цифрового мира и четвертой промышленной революции.

В сообщениях магистрантов и студентов были затронуты лингвистические аспекты мышления инженера, проблемы, связанные с появлением «умных городов» и изменениями в аграрной отрасли, а также варианты решения проблемы импортозамещения в IT-отрасли.

За рамками отдельных докладов и сообщений обсуждался целый ряд вопросов, связанных с теоретическим и практическим уровнями инженерной деятельности, в т. ч. развитие транспрофессионализма, инженерная этика, вопросы формирования языков воспроизводства инженерного мышления, включая методологический, педагогический, философский и собственно инженерный уровни.

По итогам конференции подготовлен и издан сборник материалов.