РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: РНЦ

Всероссийская конференция с международным участием «Философия и образование: новые горизонты в современном пространстве и времени»

Научный центр РАО при ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» 21-22 ноября 2017 г. провел Всероссийскую конференцию с международным участием «Философия и образование: новые горизонты в современном пространстве и времени». 

Сопредседатели конференции: д-р б. н., профессор, ректор ФГБОУ ВО «НГПУ» Алексей Дмитриевич Герасев; д-р филос. н., проректор по научной работе ФГБОУ ВО «НГПУ» Борис Олегович Майер; д-р филос. н., профессор, директор Научного центра РАО при ФГБОУ ВО «НГПУ» Нина Васильевна Наливайко.

Б. О. Майер сообщил участникам конференции об учреждении в текущем году на базе ФГБОУ ВО «НГПУ» Научного центра РАО.

Директор Научного центра РАО  при ФГБОУ ВО «НГПУ» Н. В. Наливайко представила отчет о работе за 2017 г., план на 2018 г. и дала подробную информацию о целях и задачах данного Научного центра.  Была подчеркнута актуальность задач, поставленных перед региональными научными центрами РАО на заседаниях 7 июня и 24 октября 2017 г.: об определении перспективных направлений научных поисков в области образования в контексте фундаментальных исследований РАО; об активизации взаимодействия региональных научных центров; о междисциплинарных исследованиях в сфере образования; о сетевой организации деятельности ученых-исследователей и др.

На конференции было представлено более 70 докладов и выступлений из многих городов России, дальнего и ближнего зарубежья. С большим интересом были заслушаны доклады: К. К. Бегалиновой (Алма-Аты) «Эволюция системы образования: куда ведет прогресс?»; Т. А. Арташкиной  (Владивосток) «Глобальные условия современной трансформации института образования»; И. А. Пфаненштиля (Красноярск) «Управление реформами современного отечественного образования»; Е. В. Ушаковой (Барнаул) «О соотношении индивидуального и общественного сознания в контексте проблем философии образования и социальной философии»; В. М. Кондратьева (Москва)  «Методологические основания воспитания студентов в учебном процессе»; Р. И. Айзмана (Новосибирск) «Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровье сберегающей деятельности в системе образования». Горячие дискуссии вызвали доклады известных в России и за рубежом докторов наук: В. Н. Никитенко (Биробиджан), Н. А. Корниенко (Новосибирск), Н. П. Чупахина (Томск), А. А. Гордиенко (Новосибирск) и др.  Квалифицированные профессионалы России говорили о развертывании вектора развития образования и воспитания к реальным потребностям экономики и культуры общества, о создании нового социального лифта для самореализации молодежи, о поддержке развития региональной системы образования, об эффективности координации деятельности исследовательских институтов,  научных лабораторий, научных центров и др. Подчеркнута необходимость  срочного решения фундаментальных противоречий современной социально-экономической системы России, порождающих коммерциализацию, бюрократизацию, менеджеризацию образования.

Отметим, что в рамках данной конференции был проведен совместный вебинар с Институтом стратегии развития образования РАО (Москва) на тему: «Категория «развитие» как объект философско-педагогического осмысления» (руководители семинара: академик Я. С. Турбовской (Москва), профессор Н. В. Наливайко (Новосибирск)). Были поставлены и обсуждены исключительно значимые для современного образования и воспитания проблемы уточнения понятия «развитие» в связи с новыми парадигмами образования, изменения роли образования в развитии социума на разных этапах исторического развития. Участники вебинара пришли к основополагающему выводу о необходимости соблюдения принципа историзма как критериальной основы исследования понятия «развитие образования», как важного методологического инструмента обоснования и оценки эффективности тактических и стратегических  управленческих решений в образовательной сфере, направленных на обеспечение конкурентоспособности отечественного  образования.