РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: РНЦ

В Казанском РНЦ РАО обсудили актуальные проблемы современной семьи

23 июня 2017 года в Казанском (Приволжском) региональном центре РАО прошла научно-практическая конференция на тему «Устойчивость института семьи в национально-региональных условиях Татарстана: вызовы, риски, решения». Конференция была организована Институтом психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета совместно с Академией наук и Министерством образования и науки Республики Татарстан. Конференция была проведена во исполнение задач, поставленных в Послании Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.

В ходе конференции было озвучено, что на современную семью влияет много факторов: экономических, национальных, культурных, педагогических и т. д. Согласно статистическим данным, сейчас в Росси:

— 1 миллион отцов-одиночек (отцов с детьми);

— доля россиян (мужчин и женщин), выбравших сознательно одиночество, увеличилась в три раза;

— на госслужбе  сейчас 238 тыс. мужчин и 586 тыс. женщин (женщин в два с лишним раза больше);

— в структурах исполнительной власти 29,6% мужчин и 70,4% женщин (женщин тоже в два раза больше);

— в структурах судебной власти 22,7% мужчин и 77,3% женщин (женщин в три раза больше) и т.д.

Семьей (детьми) заниматься некогда, утрачена роль матери. Сам брак стал восприниматься больше как партнёрство.

Многие докладчики говорили о том, что современная семья утратила традиционную культуру духовно-нравственных отношений, когда они (эти отношения) строились на принципе «друг для друга», а не на принципах «родители для детей» или «дети для родителей». Ведь нам – уходящему поколению – было очевидно, что семья должна воспитывать (а не просто растить) детей, семья должна заботиться о старшем поколении, и мы видели это на примерах своих родителей. Сейчас уже многие забыли, что до революции 1917 г. татары были самым грамотным населением России. В традиционной татарской семье глава семейства был не только духовным наставником, но и учителем (учил своих детей, затем внуков татарскому, арабскому, русскому языкам, математике и т.д.).

В развитии института семьи произошли три масштабные трансформации:

— первая в середине 19 века – когда сельское население устремилось в город (и эта трансформация продолжается до сих пор),

— вторая обозначилась в начале 20 века – когда женщины ушли из семьи и стали работать наравне с мужчинами (эта трансформация сейчас ускоряется);

— третья – в начале 21 века – когда произошло (и происходит сейчас) снижение общей педагогической (народной, повседневной) культуры общества и культуры современных родителей.

Последняя трансформация связана с тем, что в настоящее время отторгается доверие к прошлому (на первый план выходят индивидуально практикующие психологи, предсказатели и т. д.), психолого-педагогические знания потеряли идеологический смысл и постоянно дискредитируются в управленческих структурах, СМИ и Интернет-ресурсах. Идёт активная манипуляция сознанием людей: моделируются завышенные ожидания родителей и разнообразные схемы защиты прав детей, которые провоцируют вполне предсказуемые протест, критичность, агрессию и нестабильность в обществе.

Воспитатели детских садов признались, что сейчас дети-дошкольники чувствуют себя не субъектом воспитания, а объектом оценки и это тоже провоцирует агрессию со стороны детей, педагогов, родителей. В детскую среду активно внедряется потребительская культура, а цифровая педагогика уводит детей в другую – виртуальную – реальность. В результате теперь не родители, а дети учат родителей, как надо общаться друг с другом.

Наши зарубежные коллеги всё чаще стали говорить о том, что фокусировка внимания только на ребёнке – не самый лучший метод его воспитания и уже активно занялись изучением опыта прошлого, подвергая критике смоделированную у людей на уровне подсознания установку «своему ребёнку я должен дать самое лучшее». Как оказалось, такой ребёнок отвечает родителям не лучшими, а худшими сторонами своей личности.

Как признались участники конференции – С.Н.Майорова-Щеглова (председатель исследовательского комитета «Социология детства» Российского общества социологов, ведущий эксперт рабочей группы Координационного совета Национальной стратегии действий в интересах детей, доктор социологических наук, г. Москва) и Т.П.Ларионова (заместитель председателя Государственного совета РТ, кандидат социологических наук) – конференция стала настоящим откровением, но вопрос о том, куда пропала культура, остаётся открытым.