РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: РНЦ ТюмНОЦ РАО

Третья сессия Тюменского научно-образовательного центра Российской академии образования

22 ноября 2017 года состоялась Третья сессия Тюменского научно-образовательного центра Российской академии образования, организованная на базе ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области.

Основным вопросом повестки сессии ТюмНОЦ РАО явилось обсуждение проблем одаренности, ее выявления и развития в образовательном процессе.

В работе сессии приняли участие представители региональных и городских органов управления образованием, руководители, педагоги, научно-педагогические работники образовательных организаций Тюмени, Ишима, Тобольска, Екатеринбурга (общешкольного, дополнительного, высшего образования), вузовские преподаватели, студенты, аспиранты, соискатели, докторанты.

В ходе сессии в основных докладах академика РАО, д-ра филос. наук, профессора, руководителя Тюменского научно-образовательного центра РАО Г.Ф. Куцева, заместителя начальника управления по профессиональной ориентации, рекрутингу и работе с талантливыми учащимися Тюменского государственного университетаТ.М. Вешкурцевой, д-ра пед. наук, д-ра пед. наук, доцента, директора академической гимназии Тюменского государственного университета С.Н. Дегтярева были рассмотрены вопросы:

  • тенденций развития российского профессионального образования в цифровую эпоху;
  • опыта работы с одаренными подростками в Тюменском государственном университете;
  • формирования ментальных ресурсов личности как основы реализации ее творческого потенциала.

В серии последующих сообщений педагогов академической гимназии Тюменского государственного университета Т.Ю. Могильной, Н.К. Семяник, С.Г. Острижной был представлен опыт:

  • формирования концептуальных способностей учащихся на уроках химии;
  • выявления потенциальной одаренности учащихся и ее развития на уроках географии;
  • развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках истории.

На круглом столе «Стратегия развития талантов: опыт, проблемы, перспективы» выступили представители образовательных организаций Тюмени и Тобольска учитель истории и обществознания МАОУ Гимназии № 1 г. Тюмени Д.В. Мартынова, директор МАОУ СОШ № 70 г. Тюмени Л.Н. Русакова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ Гимназии им. Н.Д. Лицмана г. Тобольска, Н.В. Полуянова, педагог-психолог академической гимназии Тюменского государственного университета Н.В. Гринченко. Были рассмотрены современные подходы и средства развития интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей и подростков. Состоялся обмен опытом и мнениями представителей лабораторий ТюмНОЦ РАО, образовательных организаций по вопросам:

  • Традиции и новации в выявлении и развитии молодых талантов: опыт работы на региональном, муниципальном уровнях, уровне образовательной организации.
  • Сетевое взаимодействие: опыт и проблемы; плюсы и минусы; точки эффективного взаимодействия. (Гибкое неформальное образование: кружковое движение).
  • Сопровождение молодых талантов: непрерывность и преемственность.

 

DSC_9579
DSC_9543
DSC_9572
DSC_9635
DSC_9613
DSC_9643

Третья сессия ТЮМНОЦ РАО констатирует:

В соответствии с нормативными документами и социальным заказом образованию работа с одаренными обучающимися является одной из приоритетных задач в реализации интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей и подростков, ключевым условием достижения высокого качества жизни и экономического роста в российском обществе. 

Региональное научно-педагогическое сообщество является активным участником процесса модернизации системы работы с одаренными обучающимися, создания общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, в котором задействованы образовательные организации основного, дополнительного, высшего образования Тюмени и Тюменской области.

Перспективной для решения поставленных задач является координация научно-теоретического, практико-методического и организационного аспектов работы с одарёнными учащимися.

В этой связи в научно-теоретическом плане актуальным является:

  • психолого-педагогическое исследование сущности самого феномена одарённости, современного состояния данной научной проблемы с учётом анализа и обобщения мирового опыта и отечественной специфики;
  • целенаправленное изучение возможностей образовательных учреждений разного уровня и типа в создании условий для самореализации одарённых воспитанников;
  • научная разработка вопросов совершенствования содержания, методов и форм обучения одарённых;
  • целенаправленный научный поиск личностных источников развития одарённости;
  • специальное исследование возможностей методов количественной и качественной оценки образовательных результатов обучающихся в контексте психолого-педагогических особенностей личностного становления одарённых.

В прикладном аспекте:

  • создание в образовательной практике креативной развивающей среды и использование технологий развития ментальных ресурсов обучающихся;
  • опора в процессе образования на разных уровнях на сотрудничество педагогов и одаренных учащихся;
  • концептуально обоснованная организация проектной деятельности обучающихся;
  • персонализация образовательного процесса и создание системы постшкольного сопровождения талантов.

В контексте обозначенных направлений в условиях региона:

  • развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций по реализации региональных проектов выявления и поддержки талантливых детей и молодежи Тюменской области (в том числе сетевых форм реализации образовательных программ) при координирующей роли Тюменского областного государственного института развития регионального образования;
  • совершенствование инфраструктуры выявления и поддержки талантливых детей и молодежи Тюменской области (центры олимпийской подготовки; кружки; «сетевые педагоги»; индивидуальные и групповые олимпийские маршруты; инженерные соревнования; каникулярные многопрофильные смены и др.);
  • развитие «института приглашенных профессоров» (научные сессии для обучающихся и педагогов; олимпиадные тренинги; образовательная мобильность);
  • развитие олимпиадного движения в регионе;
  • совершенствование механизмов постшкольного сопровождения обучающихся.