22 ноября 2017 года состоялась Третья сессия Тюменского научно-образовательного центра Российской академии образования, организованная на базе ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области.
Основным вопросом повестки сессии ТюмНОЦ РАО явилось обсуждение проблем одаренности, ее выявления и развития в образовательном процессе.
В работе сессии приняли участие представители региональных и городских органов управления образованием, руководители, педагоги, научно-педагогические работники образовательных организаций Тюмени, Ишима, Тобольска, Екатеринбурга (общешкольного, дополнительного, высшего образования), вузовские преподаватели, студенты, аспиранты, соискатели, докторанты.
В ходе сессии в основных докладах академика РАО, д-ра филос. наук, профессора, руководителя Тюменского научно-образовательного центра РАО Г.Ф. Куцева, заместителя начальника управления по профессиональной ориентации, рекрутингу и работе с талантливыми учащимися Тюменского государственного университетаТ.М. Вешкурцевой, д-ра пед. наук, д-ра пед. наук, доцента, директора академической гимназии Тюменского государственного университета С.Н. Дегтярева были рассмотрены вопросы:
- тенденций развития российского профессионального образования в цифровую эпоху;
- опыта работы с одаренными подростками в Тюменском государственном университете;
- формирования ментальных ресурсов личности как основы реализации ее творческого потенциала.
В серии последующих сообщений педагогов академической гимназии Тюменского государственного университета Т.Ю. Могильной, Н.К. Семяник, С.Г. Острижной был представлен опыт:
- формирования концептуальных способностей учащихся на уроках химии;
- выявления потенциальной одаренности учащихся и ее развития на уроках географии;
- развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках истории.
На круглом столе «Стратегия развития талантов: опыт, проблемы, перспективы» выступили представители образовательных организаций Тюмени и Тобольска учитель истории и обществознания МАОУ Гимназии № 1 г. Тюмени Д.В. Мартынова, директор МАОУ СОШ № 70 г. Тюмени Л.Н. Русакова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ Гимназии им. Н.Д. Лицмана г. Тобольска, Н.В. Полуянова, педагог-психолог академической гимназии Тюменского государственного университета Н.В. Гринченко. Были рассмотрены современные подходы и средства развития интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей и подростков. Состоялся обмен опытом и мнениями представителей лабораторий ТюмНОЦ РАО, образовательных организаций по вопросам:
- Традиции и новации в выявлении и развитии молодых талантов: опыт работы на региональном, муниципальном уровнях, уровне образовательной организации.
- Сетевое взаимодействие: опыт и проблемы; плюсы и минусы; точки эффективного взаимодействия. (Гибкое неформальное образование: кружковое движение).
- Сопровождение молодых талантов: непрерывность и преемственность.
Третья сессия ТЮМНОЦ РАО констатирует:
В соответствии с нормативными документами и социальным заказом образованию работа с одаренными обучающимися является одной из приоритетных задач в реализации интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей и подростков, ключевым условием достижения высокого качества жизни и экономического роста в российском обществе.
Региональное научно-педагогическое сообщество является активным участником процесса модернизации системы работы с одаренными обучающимися, создания общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, в котором задействованы образовательные организации основного, дополнительного, высшего образования Тюмени и Тюменской области.
Перспективной для решения поставленных задач является координация научно-теоретического, практико-методического и организационного аспектов работы с одарёнными учащимися.
В этой связи в научно-теоретическом плане актуальным является:
- психолого-педагогическое исследование сущности самого феномена одарённости, современного состояния данной научной проблемы с учётом анализа и обобщения мирового опыта и отечественной специфики;
- целенаправленное изучение возможностей образовательных учреждений разного уровня и типа в создании условий для самореализации одарённых воспитанников;
- научная разработка вопросов совершенствования содержания, методов и форм обучения одарённых;
- целенаправленный научный поиск личностных источников развития одарённости;
- специальное исследование возможностей методов количественной и качественной оценки образовательных результатов обучающихся в контексте психолого-педагогических особенностей личностного становления одарённых.
В прикладном аспекте:
- создание в образовательной практике креативной развивающей среды и использование технологий развития ментальных ресурсов обучающихся;
- опора в процессе образования на разных уровнях на сотрудничество педагогов и одаренных учащихся;
- концептуально обоснованная организация проектной деятельности обучающихся;
- персонализация образовательного процесса и создание системы постшкольного сопровождения талантов.
В контексте обозначенных направлений в условиях региона:
- развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных организаций по реализации региональных проектов выявления и поддержки талантливых детей и молодежи Тюменской области (в том числе сетевых форм реализации образовательных программ) при координирующей роли Тюменского областного государственного института развития регионального образования;
- совершенствование инфраструктуры выявления и поддержки талантливых детей и молодежи Тюменской области (центры олимпийской подготовки; кружки; «сетевые педагоги»; индивидуальные и групповые олимпийские маршруты; инженерные соревнования; каникулярные многопрофильные смены и др.);
- развитие «института приглашенных профессоров» (научные сессии для обучающихся и педагогов; олимпиадные тренинги; образовательная мобильность);
- развитие олимпиадного движения в регионе;
- совершенствование механизмов постшкольного сопровождения обучающихся.