РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: РНЦ РАО

Круглый стол в Новосибирском Научном центре

29 марта в Новосибирском Научном центре РАО ФГБОУ ВО «НГПУ» под председательством директора центра доктора философских наук, профессора Нины Васильевны Наливайко, состоялся Круглый стол: «Реформирование российского образования (или вопросы поиска путей выхода из тупика реформ)». В работе круглого стола приняли участие руководители и научные сотрудники Научного центра РАО ФГБОУ ВО «НГПУ», сотрудники Научно-исследовательского института философии образования ФГБОУ ВО «НГПУ», сотрудники Института философии и права СО РАН. На обсуждение были вынесены следующие вопросы: российское образование и право в условиях реформирования; безопасность в развитии образования современной России; философии образования как методологическая основа исследования реформирования отечественного образования и др. В выступлении проректора по научной работе ФГБОУ ВО «НГПУ» доктора философских наук Бориса Олеговича Майера были представлены в полном объеме планы деятельности Новосибирского научного центра РАО ФГБОУ ВО «НГПУ» на ближайшую и отдаленную перспективу, подчеркнута актуальность исследования философских основ образовательной политики и дан анализ высшему образованию как системному фактору обеспечения национальной безопасности общества.

Открывая работу Круглого стола, профессор Нина Васильевна Наливайко сообщила участникам о задачах, целях и текущих планах Новосибирского научного центра РАО ФГБОУ ВО «НГПУ», а также рассказала о философии образования как основы анализа взаимодействия образования и права. (Показан характер противоречий между социальным заказом образования и содержанием правовых норм, регулирующих отношения в системе образования).

Большой интерес и оживленную дискуссию вызвало выступление доктора педагогических наук, профессора Елены Васильевны Андриенко (заместителя директора Научного центра РАО ФГБОУ ВО «НГПУ», курирующей вопросы исследования теории педагогики), четко сформулировавшей проблему взаимодействия теории педагогики и философии образования, их прогностическую функцию в разрешении проблем опережающего образования. (Справедливо подчеркнуто значение компаративистского исследования педагогических феноменов межкультурной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей и молодежи; выявление закономерности развития мирового образования для определения и прогнозирования перспектив отечественного образования). 

Поиску путей выхода из тупика современных реформ отечественной системы образования посветили свои выступления следующие участники Круглого стола:

Кандидат философских наук, сотрудник Научного центра РАО ФГБОУ ВО «НГПУ» Александр Викторович Пугачёв («Реформы российского образования правовыми средствами не устранили основных противоречий, существующих в образовательной системе, в том числе одного из главных противоречий между законодательным определением образовательных отношений и социальным заказом в данной сфере).

Кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии и права СО РАН Ушаков Дмитрий Викторович («Российское образование в последние двадцать лет пребывает в состоянии перманентного реформирования. При этом содержание образования и необходимость его наполнения тем или иным учебным материалом практически не обсуждается и редко квалифицированно оценивается. Необходимо прекратить «реформирование ради реформирования». Необходимо уменьшить разрыв в доходах управленческого аппарата и простых педагогов, учителей, снизить бюрократическую нагрузку по отчетности. Следует перейти от понимания образовательной деятельности как «предоставления образовательных услуг» к пониманию ее как «производства человеческого богатства» (социокультурного капитала общества). 

Кандидат философских наук, научный сотрудник Научного центра РАО ФГБОУ ВО «НГПУ» Яковлева Ирина Владимировна отметила: «Смысл выхода из тупика реформ состоит не столько в преобразовании форм и методов передачи знаний, образовательных технологий, механизмов финансирования, управления учреждениями образования, в наращивании новых образовательных услуг, сколько в мобилизации неиспользованного потенциала образования для спасения общества от саморазрушения… На региональную образовательную политику ложится миссия: создать научно обоснованную концепцию народного образования (соответственно холистическим принципам), способную стать основой национального образования в новом столетии, ориентирующей на прагматическое деятельностное поведение в новых реалиях, высокоэффективное с точки зрения затрат общественных ресурсов».

Кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии и права СО РАН Петров Владимир Валерьевич отметил: «Несмотря на многочисленные реформы, исследовательская деятельность по-прежнему считается одной из ключевых функций высшей школы, важной как с точки зрения расширения общецивилизационных знаний человечества, так и ценности их прикладного использования для нужд конкретного общества. …Сегодня остается неясным, кто выступает «заказчиком» для системы образования: абитуриент, определяющий свою стратегию жизни и возможность монетизации полученных знаний или государство, которое формирует социальный заказ. Если в российских реалиях удастся достичь сбалансированности системы «институт образования – государство», то это может позволить отечественной высшей школе занять лидирующие позиции в международном образовательном пространстве». 

С глубокими и интересными сообщениями выступили и другие сотрудники Научного центра РАО ФГБОУ ВО «НГПУ» – кандидат философских наук Камашев Сергей Владимирович, кандидат философских наук Косенко Татьяна Сергеевна, кандидат философских наук Лигостаев Александр Георгиевич и др. В ходе дискуссии было высказано мнение об активизации работы с научной и учащийся молодежью вуза.

Работа Научного центра РАО ФГБОУ ВО «НГПУ» продолжается.