РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: РНЦ

Круглый стол «Компетенции XXI — го века. Основные тренды развития профессионального образования»

2 ноября 2017 года  в рамках научной сессии  НЦ РАО РГППУ  прошел Круглый стол «Компетенции XXI — го века. Основные тренды развития профессионального образования», проведение которого было организовано  Научным центром РАО РГППУ, Российским государственным профессионально-педагогическим университетом совместно с Евразийским научно-исследовательским Институтом Человека УрО РАН и Уральским государственным экономическим университетом. Вел круглый стол Черешнев Валерий Александрович,  академик РАН, Президент Евразийского научно-исследовательского  Института Человека, член Президиумов РАН и УрО РАН, директор  Института иммунологии и физиологии УрО РАН.

В начале Круглого стола ректор РГППУ, директор НЦ РАО РГППУ, Е.М.Дорожкин поздравил  В.А. Черешнева с 10-летием Евразийского научно-исследовательского Института  Человека УрО РАН и вручил ему Юбилейный адрес.

Тематика круглого стола вызвала большой интерес, о чем говорит то, что в нем приняло участие 64 человека, среди них  два академика РАН, два академика  и один член-корреспондент РАО, 17 докторов наук, 25 кандидатов наук, аспиранты и магистранты вузов г. Екатеринбурга. В работе круглого стола приняли также участие представители Уральской торгово-промышленной палаты; Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей; общероссийского общественного движения «Всероссийское Родительское собрание»; уставного суда Свердловской области; директора  колледжей и техникумов; редакторы журналов «Профессиональное образование и рынок труда»,  «Образование и наука», «Историко-педагогического журнала».

шаблон для фото1
шаблон для фото2
шаблон для фото3
шаблон для фото4

С основными докладами выступили академик РАО Г.М.Романцев, академик РАО  Г.Ф.Куцев, член-корреспондент РАО Э.Ф.Зеер,  доктор филос. наук, проф. Ю.Р.Вишневский.

Участники  Круглого стола говорили о том, что, смена  технологических укладов и технологических платформ  формирует запрос к развитию профессионального образования. В мировой экономике и в образовании все большее влияние оказывают такие тренды развития как диджитализация, работа с большими данными (big data), рост наукоемкости,  интеллектуализация  производства и самых различных сфер жизни человека, формирование глобальных рынков труда и др.

Стремительное развитие науки меняет онтологическую картину мира, открывая перед человеком возможности  новых форм организации познания, обучения и действия на основе  иммерсивных виртуальных (IV) сред, интеграции реальных и виртуальных миров, широкого доступа  к процессам творческого участия и  профессионального сотрудничества.

 Возрастает значение форсайт-исследований, прогнозной и моделирующей составляющих научного поиска, их результатов как основания определения  путей опережающего развития в экономике и  профессиональном образовании. Определение трендов развития становится основанием моделирования компетенций и структуры образования, обеспечивающей их достижение. В различных странах мира идет активная работа по формированию списков навыков, необходимых любому человеку в XXI -м веке. Специально их разработкой занимаются сразу несколько консорциумов. Для России вопрос  подготовки кадров для  новой экономики стоит наиболее остро.

Предметом обсуждения стали как новые перспективные тенденции развития профессионального образования, так  и  возникающие угрозы, проблемы, трудности и недостатки образовательной политики (Г.М.Романцев). Большой интерес вызвал анализ таких новых  явлений, порождаемых развитием экономики, как транспрофессионализм и необходимость  формирования транспрофессиональных hard-, soft- и digital skills компетенций и метапрофессиональных качеств человека (Э.Ф.Зеер).  На первый план выдвигаются задачи формирования носителей системных знаний, компетенций, генераторов инноваций. Это принципиально меняет систему образования, ее масштабы, цели, функции, технологии.

В ряде выступлений была показана противоречивость  современной социальной ситуации, сочетающей как  процессы профессионализации, так и депрофессионализации (Ю.Р.Вишневский), консьюмеризма и  дилетантизма (А.Г.Кислов), необходимости форсайта и поиска решений    проблем сегодняшнего дня. 

Серьезное внимание было уделено   формированию новых  форм организации профессионального образования, отвечающих  основным трендам и запросам развития экономики. Среди таких новых форм были названы профессионально-образовательная платформа формирования транспрофессионализма (Э.Ф.Зеер), модели Work based learning — обучения, совмещенного с работой (В.А.Копнов), развитие профессионального образования в структуре предпринимательской экосистемы региона (А.Г.Мокроносов); многоуровневая система профессионального ремесленного образования нового типа (А.В.Ефанов); психолого-педагогические модели инклюзивного образования и др.

Было подчеркнуто, что инвестиции в образование ведут к накоплению человеческого капитала, что обеспечивает соответствующий уровень конкурентоспособности человека, нации, страны. Прогнозы показывают, что первая половина ХХI века станет веком массового, если не всеобщего высшего образования (Г.Ф.Куцев).

Академик В.А.Черешнев подчеркнул, что уровень развития образования является одним из главных  показателей качества жизни. Участниками Круглого стола было даже высказано мнение, что  интерес к образованию отодвигает старость человека, что старость человека в современном мире наступает тогда, когда он утрачивает способность учиться, получать необходимую для полноценной жизни информацию.

Участникам круглого стола было предложено подготовить   публикации для журнала «Образование и наука».

  На сайте НЦ РАО РГППУ размещены  Программа и презентации основных докладов Круглого стола.