РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: РНЦ

Комплекс современных информационно-коммуникационных технологий в условиях педагогического образования

На семинарах Приволжского научного центра РАО 20-27 октября обсудили проблемы проектирования и реализации современных технологий педагогического образования. Дело в том, что в России стремительно растет число школьников, студентов, получающих дополнительное (в том числе психолого-педагогическое) образование через MOOCs.

Известно, что MOOCs (Massive Open Online Courses) – это комплекс современных информационно-коммуникационных технологий, способных предоставить образовательные услуги всем желающим (школьникам, студентам, служащим, работающим и неработающим пенсионерам). Услуги предоставляются практически бесплатно. В настоящее время свои MOOCs предлагают почти все университеты (и государственные, и негосударственные), многие образовательные учреждения (дошкольные, школьные, центры дополнительного образования и др.).

Создатели MOOCs для проекта Coursera показывают на диаграммах стремительный рост числа пользователей с 2012 г. по 2017 г. Среди прошедших бесплатно такие курсы и получивших зарубежные сертификаты много наших школьников и студентов.

В то же время российские специалисты (в основном психологи и псхолингвисты, связанные с образованием и с обучением второму языку, А.Н.Леонтьев, В.Т.Кудрявцев, В.Д.Шадриков и мн. др.) постоянно подчеркивали и подчеркивают, что овладение вторым языком (в данном случае англоязычным MOOCs) – это, по сути, попытка овладеть не только вторым кодом, но и вторым мировоззрением, попытка стать другой личностью. Может, в этом и нет ничего плохого, если не учитывать дискуссии по поводу формирования личности – её национальной самоидентификации, становления в ней гражданских, патриотических чувств, развития у неё интеллекта, мышления, культуры и др.

В новых технологиях привлекательно то, что модераторами (спикерами, кураторами, методистами-преподавателями) онлайн-курсов являются известные в своей области ученые и практики. На сегодняшний день контингент ведущих образовательных платформ исчисляется миллионами пользователей. Например, трансляторы массовых открытых онлайн-курсов (http://www.class-central.com/), которые предлагают MOOCs от Стэнфордского и Гарвардского университета, Массачусетского технологического института, а также быстро развивающихся стартапов Coursera (http://www.coursera.org/), Udacity, (https://www.udacity.com/), edX (https://www.edx.org/), NovoED (https://novoed.com/) и др., предлагают проекты для перспективных исследований в области глобального образования.

Среди наиболее популярных международных проектов сейчас называют такие, как Coursera, UdacityEdx. Кроме того, есть региональные MOOCs платформы. К примеру, в России функционирует Онлайн школа «Нетология», «Арзамас», «Лекториум», «Универсариум» (https://universarium.org/?amp),  «UNIWEB» «Стэпик», «edX», «ПостНаука», и др., на Украине активно развивается Онлайн-университет «Prometheus». Во Франции происходит быстрое развитие портала «FUN», в Великобритании быстро активизируется сайт «Futurelearn», в Китае – национальная платформа «XuetangX». В России создание национальной образовательной платформы связано в основном с наработками МГУ им. М.В.Ломоносова, НИТУ МИСиС, ВШЭ, МФТИ, ИТМО, УрФУ, СПбГУ и СПбПУ. Педагогический подход в практике дистанционного образования демонстрирует Центр «Эйдос» (http://www.eidos.ru/) во главе с А.В.Хуторским. Этот центр использует около 600 различных форм телекоммуникаций.

Анкетирование пользователей Massive Open Online Courses, проведенное под руководством проф. В.Ф.Габдулхакова (НОЦ педагогических исследований Института психологии и образования КФУ) в 2016-2017 гг. (общее число опрошенных – 136 студентов, 84 преподавателя разных вузов), показывает, что многие (старшеклассники, студенты, аспиранты) видят в этих технологиях положительные стороны:

1) совершенствуется подготовка на иностранном языке (если курс на английском языке) (47% опрошенных);

2) присутствует установка на самые востребованные (или перспективные) направления развития науки (34% опрошенных);

3) открывается возможность дистанционной встречи с известными учеными мира: курсы читают знаменитые преподаватели (24% респондентов);

4) онлайн-образование можно получить бесплатно (87% пользователей);

5) свободный график обучения (можно использовать телефон, планшетник в любое время дня и ночи) (37% опрошенных);

6) разнообразие форм обучения: материал подается с помощью нескольких каналов (это видео-лекции, текстовый формат, ссылки на дополнительные материалы, обсуждение на форумах и в социальных сетях), быстрая оценка (или так называемый фидбек (мгновенная оценка) (21% пользователей); 

7) возможность войти в сообщество по интересам (или так называемый нетворкинг, т.е. полезное знакомство) (64% опрошенных).

Анкетирование преподавателей вузов (специалистов в том или ином направлении), проанализировавших «раскрученные» онлайн-курсы на английском и русском языках, позволило сгруппировать недостатки:

1) популистский и научно не обоснованный характер многих (в том числе и знаменитых) онлайн-курсов, связанный с отсутствием должной эрудиции пользователей, не замечающих искажения фактов, подтасовки аргументов, ложных «логических» выводов и т.д. (32% опрошенных преподавателей);

2) неиспользование создателями курсов разных типов обучения: сообщающего (объяснительно-иллюстративного), проблемного, программированного, развивающего, личностно-ориентированного и др.) (42% опрошенных);

3) несоотнесенность онлайн-курсов с многонациональной, разнопрофильной аудиторией (12% опрошенных);

4) нейтрализация технологической структуры, способной обеспечить ротацию внутри групп пользователей во время обучения и оценить деятельность групповой работы (11% опрошенных);

5) отсутствие установки на личность (индивидуальность) в структуре групповой деятельности (49% опрошенных);

6) явно выраженная установка на нейролингвистическое программирование (по сути, «зомбирование») пользователя, исключение роли тьютора, которую может выполнить преподаватель, рекомендующий, дополняющий, комментирующий тот или иной онлайн-курс (39% опрошенных);

7) отсутствие в большинстве курсов междисциплинарных связей, которые позволяют пользователю соответствовать быстро меняющемуся миру (17% опрошенных).

Выводы после анализа полученных данных у студентов и преподавателей звучат примерно одинаково: педагогической общественности России необходимо обратить особое внимание на качество содержания новых образовательных ресурсов (с точки зрения их соответствия принципам научности, объективности, достоверности и т.д.); при современном развитии Massive Open Online Courses, играющего ведущую роль в развитии дистанционных технологий, качество образовательного процесса в вузе всё равно зависит от ведущей роли преподавателя и его способности критически оценивать и творчески использовать комплекс современных информационно-коммуникационных технологий, наряду с методами, формами и приемами, наработанными в традиционной и инновационной теории обучения.