РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: РАО РНЦ

Когда программа педагога станет личной программой его воспитанника?

22 декабря Приволжский научный центр РАО провел Десятый Всероссийский конкурс инновационных идей по дошкольному образованию. Из 274 заявленных проектов оргкомитет выбрал 50 самых лучших. Их отметили дипломами.

Почти все выступления дипломантов начинались с обращения к наследию Льва Семеновича Выготского и почти все содержали «мягкую» критику современной идеологии и теории дошкольного образования.

Почему?

Дело в том, что ФГОС дошкольного образования до сих пор вызывает очень много споров и спекуляций вокруг наследия известного психолога и в России, и за рубежом: ему приписывают иногда то, что он никогда не говорил. Например, расхожие абсурдные тезисы: «Учить нельзя – играть можно» или «Учить надо – учить нельзя» и др. Некорректных и даже ложных интерпретаций его работ в последние годы стало очень много. И всё это идет под лозунгом реализации ФГОС.

Такая ситуация удобна тем, кто из вариативных программ дошкольного образования делает рекламу, бизнес, создает авантюрные проекты и отмывает государственные деньги и деньги молодых родителей. Поэтому и дети, и родители, и затравленные бюрократией воспитатели в этих условиях оказываются разменной монетой.

Когда-то на Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию Выготский действительно говорил: «Ребенок раннего возраста учится по своей программе; ребенок школьного возраста учится по программе учителя, а дошкольник способен учиться в меру того, в меру чего программа учителя становится его программой» (Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте). Выготский понимал, что у каждого ребенка от природы своя программа развития, и задача учителя (воспитателя) не подтягивать ее под свою программу, а синхронизировать обе – программу ребенка и типовую программу дошкольного образования, обеспечив тем самым природосообразный темп развития, обучения, воспитания каждого ребенка.

Так когда же программа педагога (учителя иностранного языка, детского психолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя или инструктора по физической культуре) станет программой ребенка?

На этот вопрос, не сговариваясь, пытались ответить участники Десятого Всероссийского конкурса инновационных идей по дошкольному образованию. Причем были затронуты совершенно разные аспекты дошкольного образования. Не только обучения, но и воспитания.

Особый интерес к новациям в сфере дошкольного образования проявили и сотрудники министерства внутренних дел, и министерства молодежной политики, туризма и спорта и др. Многие девиации подростков сейчас объясняют запущенностью дошкольного воспитания. Поэтому членам жюри, представителям министерств и ведомств, да и самим участникам конкурса было интересно, а как строится воспитание в современном детском саду, учат ли там добру, справедливости и т.д., и, главное, – как учат.

Если в советский период ученые не советовали обучать детей иностранным языкам в раннем возрасте и иностранный изучался только в школе с пятого класса, то сейчас предлагают изучать прямо с рождения. И никого не пугает, что из ребенка получится вторичная языковая личность, которая, наверняка, потом отвергнет жизненные ценности своих родителей и, может быть, откажется от самих родителей.

Конечно, чтобы программа педагога стала программой ребенка, воспитателю надо постараться понять ребенка, увидеть его возможности и интересы, проявить педагогическое мастерство, чтобы очередной результат совместной деятельности во время игры попал в «ловушку памяти» ребенка. Эта совместная деятельность еще в прошлом веке получила название «теории направляемого участия» (Bruner J. Piaget Theory of intelligence). Поэтому конкурсанты рассказывали, как они строили игровое взаимодействие и как им удавалось осуществлять направленность этого взаимодействия на определенный результат.

Большинство рассмотренных на этом конкурсе инновационных проектов было связано с иллюстрацией игры, имеющей ярко выраженный культурно-исторический смысл, дидактическую направленность, развивающий и воспитывающий характер.

И практически все доказывали, что дошкольники хотят учиться, хотят готовиться к обучению в школе и что в этом смысл их настоящего детства.

Результаты экспериментальных поисков конкурсантов были удивительными: дети, действительно, любят и могут учиться. И что интересно, они могут показывать высокие результаты в обучении рисованию, письму, чтению, счету, в овладении разными языками и т.д.

Это, конечно, противоречит многочисленным рекомендациям российских и зарубежных ученых, которые, ссылаясь на авторитет Выготского, не советуют учить читать, писать, считать в дошкольном возрасте.

Некоторые наши педагоги жили и работали за рубежом. Они подчеркивали в своих выступлениях: не надо забывать, что на Западе к ДЕТСТВУ, на самом деле, совсем другое отношение. Например, большинство британских детей поступают в государственные начальные школы в возрасте пяти лет, а у нас с семи. Наш пятилетний ребенок, в сравнении с британскими детьми, ничего не должен знать, не имеет права писать, читать, даже если очень захочет. Его право на «ДЕТСТВО» оберегают контролирующие органы.

Результаты конкурса впечатляют.

Так что руководителям и организаторам дошкольного образования есть, над чем подумать …

 

Валерьян Габдулхаков,

куратор центра