РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Заседание бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики

25 апреля 2018 года состоялось заседание бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, на котором был заслушан доклад доктора педагогических наук, профессора РАО, профессора кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» Екатерины Юрьевны Ромашиной «Дидактические функции визуального ряда российских азбук и букварей XIX – начала XX вв.».

Современное информационное пространство заключает в себе огромные объемы текстовых, визуальных и аудио материалов. Перенасыщение информационной среды повлекло за собой, с одной стороны, потребность человека в усвоении как можно большего объема информации за меньшее количество времени, а с другой – качественные изменения в способах трансляции и презентации самой информации. Возникла устойчивая тенденция к представлению информационного контента в визуальном формате. Еще несколько десятков лет назад доминирование текста над образом было неоспоримым социокультурным фактом, но уже сегодня наблюдается процесс быстрого смещения акцентов в противоположную сторону. Оптимальное соотношение текстовой и визуальной информации, как в общем информационном поле, так и в образовательном процессе, становится одним из ключевых условий ее эффективного восприятия и переработки человеком.

В выступлении Е.Ю. Ромашина ссылалась на материалы полученные в результате своего исследования и на анализ исторического опыта.

«Учебник (как информационная модель человеческого опыта и модель процесса образования) одновременно является «зеркалом» отражающим изменения в обществе, педагогической теории и практике и, вместе с тем, ориентиром и площадкой для выстраивания новых научных теорий и концепций. Преобладание информации визуального типа сегодня детерминирует изменения в текстах и внетекстовых компонентах учебника, актуализирует проблемы размещения и количества иллюстративного материала, изменяет взаимосвязи и взаимовлияние между информацией текстуальной и образной, ориентирует на новые формы организации образовательного процесса», – подчеркнула Е.Ю. Ромашина.

Выявленные авторами в рамках исследования исторически вариативные и инвариантные взаимосвязи между структурными компонентами, методическим оснащением и реализуемыми через визуальный ряд дидактическими функциями азбуки/букваря позволили разработать концептуальную основу для создания электронной базы данных – «Атласа визуальных элементов пособий для первоначального обучения грамоте в России второй половины XIX – начала XX вв.», которая является информационным ресурсом для дальнейших исследований и позволяет актуализировать исторический опыт для педагогов-практиков.

Без имени-1
Без имени-2
Без имени-5
Без имени-4

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого в части совершенствования подготовки студентов – будущих учителей начальной школы.

Доклад вызвал живой отклик и бурное обсуждение среди присутствующих на заседании, по результатом которого бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО составило соответствующее Постановление.