РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: конференция РАО

Всероссийская конференция по результатам мониторинга реализации концепций учебных предметов (предметных областей)

2–3 октября 2017 года в Российской академии образования состоялась Всероссийская конференция по результатам мониторинга реализации концепций учебных предметов (предметных областей).

С приветственным словом к участникам Конференции обратился заместитель президента РАО Виктор Стефанович Басюк, в своей речи подведя итог первому дню Конференции: «Второй день идет Конференция по результатам мониторинга реализации концепций учебных предметов и предметных областей. В первый день на секционных заседаниях мы рассматривали вопросы внедрения концепций модернизации содержания и технологий преподавания таких учебных предметов и предметных областей, как: русский язык и литература, история, география, обществознание, физическая культура, технология и искусство. В ходе работы секций активно обсуждались многие актуальные проблемы преподавания учебных предметов, прежде всего задачи и проблемы связанные с реализацией концепции преподавания учебных предметов и механизм реализации данных концепций. Конференция стала продолжением работы, начатой в прошлом году, когда, при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, в Российской академии образования, собрались представители предметных ассоциаций учителей химии, немецкого языка, музыки, изобразительного искусства, МХК. И уже в конце августа этого года мы провели еще один Съезд представителей общественно – профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей физики, биологии, иностранных языков, ОБЖ, физической культуры».

Виктор Стефанович, в своем докладе, подробно рассказал о работе в каждой секции первого дня Конференции: на секции «Истории и обществознания» говорили об обновлении содержания и технологий преподавания предмета, об опыте деятельности ассоциаций учителей истории и обществознания в регионах, о муниципальных моделях внедрения концепций, а также о проблемах интеграции этнокультурных и региональных составляющих в содержание исторического и обществоведческого образования.

На секции учителей предметной области «Технология» обсуждались ключевые для развития технологического образования вопросы работы с одаренными школьниками в процессе организации проектной и конкурсной деятельности, новые программы, модули технологической подготовки, новые учебники, инновационные практики реализации технологической подготовки школьников, программа Junior Skills, инженерные классы и др.

Обменявшись опытом по вопросам вовлечения общественно–профессиональных сообществ учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры в деятельность по обновлению содержания предметной области «Искусство», участники секции пришли к выводу о необходимости обеспечения непрерывности преподавания и изучения самой предметной области через создание сквозных модулей с возможностями вариативности с дошкольного образования по 11 класс.

IMG_5325
IMG_5371
IMG_5393
IMG_5410
IMG_5462
IMG_5466
IMG_5488
IMG_5514
IMG_5533
IMG_5539

По словам спикера, работа по созданию предметных ассоциаций, которую РАО ведет уже третий год, не останавливается. И Съезды помогли объединить огромное количество специалистов, позволив провести достаточно большую и плодотворную работу по обмену опытом, определению стратегий развития преподавания учебных предметов, а также дали возможность самим учителям предметникам объединиться в принятии важнейших решений, касающихся обновления содержания образования и применения новых образовательных технологий.

Пленарное заседание Конференции своим докладом открыл директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации Андрей Евгеньевич Петров, который рассказал собравшимся о приоритетных направлениях и задачах государственной политики в данной сфере, а также о той роли, которая отводится общественно–профессиональным сообществам учителей-предметников в решении актуальных на сегодня задач системы общего образования.  Особо он выделил такое направление работы Минобрнауки России как обновление содержания образования. В частности, более подробно остановился на проводимой в настоящее время работе по конкретизации требований к результатам освоения основной образовательной программы, определяемых федеральными государственными образовательными стандартами, и подчеркнул важность участия общественно-профессиональных сообществ в обсуждении детализированных результатов обучения, как предметных, так и личностных и метапредметных. Отдельно был сделан акцент на важности подготовки концепций по всем учебным предметам (предметным областям).

В ходе работы Конференции прошли обсуждения основных направлений и эффективных механизмов реализации концепций, в том числе, вопросов обновления содержания образования, новых моделей контрольно-измерительных материалов для проведения ГИА, участия в реализации концепций общественно-профессиональных сообществ учителей–предметников, развития олимпиадного движения школьников в рамках реализации концепций.

IMG_5631
IMG_5652

По результатам работы двух дней Конференции будут сформулированы и направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения по решению актуальных проблем преподавания учебных предметов.

В работе Конференции приняли участие учителя-предметники, представители общественно – профессиональных сообществ (предметных ассоциаций) учителей и преподавателей учебных предметов, руководители общеобразовательных организаций, преподаватели и руководители образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, реализующие программы подготовки и повышения квалификации учителей, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, научные сотрудники. Всего более 500 человек из 52 субъектов Российской Федерации.

Презентации:

Секция «Русский язык и литература»

Т.А. Митюкова «Дополнительное профессиональное образование педагога ДОУ формирование компетенций_1»

Т.А. Митюкова «Дополнительное профессиональное образование педагога ДОУ формирование компетенций_2» 

И.Н. Добротина «Русский язык, литература в школе — обновление содержания и методов обучения в условиях совр…»

И.П. Цыбулько «Направления совершенствования КИМ ЕГЭ по русскому языку в рамках реализации Концепции препод…»

Н.А. Боженкова «Полиэтническая образовательная среда как детерминантный фактор современной профессиональной по…»

Н.В. Углова «Деятельность регионального отделения АССУЛ по реализации Концепции преподавания русского языка и…»

О.Е. Дроздова «О необходимости интеграции содержания образования и метапредметном обучении русскому языку в школах…»

С.А. Зинин «Направления совершенствования контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе в рамках реал…»

Т.К. Косолапова «Деятельность Кировского регионального отделания Ассоциация учителей русского языка и литературы»

Секция «История и обществознание»

А.Ю. Лазебникова «Предметная концепция как инструмент обновления содержания образования»

Е.С. Фролова «Опыт Вологодской области в реализации Концепции нового УМК по отечественной истории»

Н.В. Родина «Модель внедрения ИКС»

О.А. Французова «О некоторых итогах общестевенно-профессионального обсуждения проекта концепций преподавания общест» 

Секция «География»

Г.Н. Паневина «Новые форматы деятельности регионального отделения РАУГ в реализации концепции развития»

М.Б. Иванова «Формы учебной и внеучебной работы с одаренными детьми в рамках реализации концепции»

О.В. Шуванова «Профессиональные дефициты учителей географии и способы их восполнения»

О.П. Гришакина «Научное общество в школе и проекты по географии. Практические аспекты»

Т.Д. Стрельникова «Преподавание школьного курса в свете внедрения концепции развития географического»

Э.М. Амбарцумова «Стандартизированные формы контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся»

Секция «Физическая культура»

Б.А. Широбоков «Расширение диапазона образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности в школах»

В.В. Князева, Е.В. Железнова «Анализ ситуации преемственности детского сада и начальной школы в сфере физ…»

Е.А. Дегтярев «Рейтинговые системы оценивания как средство повышения мотивации к достижению планируемых результатов»

Е.В. Разова «О подготовке кадров физкультурно-спортивной направленности для общеобразовательных организаций»

Л.И. Дежурный «Обучение первой помощи учителей физической культуры и обучающихся»

Л.Н. Коданева «Медико-педагогическое взаимодействие в рамках модернизации учебного предмета «Физическая культура»

М.А. Шеверницкая «Модернизация учебного предмета «Физическая культура» глазами учителя»

Н.А. Сидорина «Формирование у обучающихся культуры собственной спортивной безопасности»

Н.С. Федченко «О разработке проекта Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в общеобр…»

Секция «Технология»

В.А. Федотов «JuniorSkills и инженерные классы в школе»

В.Г. Смелова «Конвергентный подход в технологическом образовании школьников»

В.М. Казакевич «Обновление технологического образования в условиях XXI века»

В.Н. Пронькин «Программа профессиональной подготовки и профориентации школьников JuniorSkills новые возможности»

Д.А. Орехова «Формирование УМК дополнительного образования»

Е.А. Бабушкина «Современные эффективные практики на уроках технологии при реализации»

К.А. Елгина «Мультимодульный подход к разработке учебной программы по технологии»

М.А. Сикорская-Деканова «Конкурсы проектов и технологическое образование школьников»

Н.В. Грищукова «Проект «Юные мастера» новые возможности технологического образования»

Ю.К. Аурениус «Стратегия дополнительного образования в развитии экосистемной новой учебной среды, формирующей ко…»

Ю.Л. Хотунцев «Всероссийская олимпиада школьников по технологии опыт и перспективы развития»

Пленарное заседание

Н.Н. Малофеев «Обучающиеся с ограничениями жизнедеятельности: ФГОС, АООП, интегрированный учебник»

А.С. Соловейчик «Предметные ассоциации учителей и их роль во внедрении и реализации концепций учебных предметов»

В.В. Абатурова «О тенденциях в организации работы Всероссийской олимпиады школьников»

В.С. Басюк «Современные организационные механизмы и методические ресурсы обновления содержания общего образования»

Е.А. Комарницкая «Направления развития и нормативно-правовое обеспечение эффективного функционирования общественно…»

Е.В. Беляев «Региональная система поддержки одаренных детей Липецкой области»

Е.П. Олесина «Анализ результатов мониторинга реализации Концепции преподавания предметной области Искусство»

Е.Ю. Малеванов «Подходы к разработке национальной системы учительского роста. Апробация единых федеральных оценочн…»

О.Б. Логинова «Дифференциацияобучения ак одно из важнейших условий современного образовательного процесса»