РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: заседание бюро

В РАО обсудили основные глобальные тенденции развития среднего профессионального образования

12 декабря в РАО прошло заседание бюро Отделения профессионального образования. На заседании состоялось обсуждение доклада, посвященного тенденциям развития среднего профессионального образования, требованиям при подготовке специалистов и перспективам внедрения практики WorldSkills в российские образовательные стандарты.

Доклад «Основные тенденции развития среднего профессионального образования в мире» представили сотрудники Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС: руководитель Центра Владимир Блинов и ведущие научные сотрудники Екатерина Есенина и Игорь Сергеев.

Одним из основных тезисов доклада стала мысль о том, что современный этап технологического развития в мире связан, прежде всего, с продвижением информационных и коммуникационных технологий, вносящих существенные изменения в системы управления и автоматизации производства, развитием робототехники и других передовых технологий.

Владимир Блинов отметил, что данные тенденции порождают в свою очередь ряд явлений, в числе которых: конвергенция профессий – совмещение ранее разделенных трудовых функций, появление новых профессий, повышение динамики изменений квалификационных требований.

«Сегодня мы видим две основные тенденции в развитии требований к рабочим кадрам: повышение требований к интеллектуальному уровню и существенное сокращение низкоквалифицированных рабочих мест», – подчеркнул Блинов.

По мнению докладчика, профессиональное образование и обучение, ориентированное на состояние стабильности в квалификационных системах, не способно отвечать внешним вызовам и нуждается в серьезной модернизации, особенно в части готовности реагировать на внешние изменения.

На основе обобщения данных, полученных исследователями из развитых стран, сопоставления с выводами и подходами отечественных ученых Екатерина Есенина выделила основные тенденции развития профессионального образования и обучения в мире. Среди которых: синхронизация развития профессионального образования и обучения с требованиями рынка труда, расширение объектов стандартизации в профессиональном образовании, синхронизация профессионального и общего образования.

В завершении выступления Есенина подчеркнула, что развитию практикоориентированного профессионального образования в России мешает размытость понятия, непрозрачность статистики и состояние экономики страны.

«Развитие практикоориентированного профессионального образования в России находится в прямой зависимости от уровня развития экономики страны. Рассматривать степень и качество его развития в отрыве от экономических показателей бессмысленно. Именно поэтому внимание к практикоориентированному профессиональному образованию столь велико, оно является движущей силой развития экономики, но при этом зеркально уровню этого развития», – сказала Есенина.

Игорь Сергеев проанализировал практику внедрения WorldSkills в масштабах общероссийской системы СПО. Он особенно подчеркнул, что WorldSkills International является системой организации конкурсов профессионального мастерства и не включает в себя специальных мероприятий по подготовке к этим конкурсам. Таким образом, WorldSkills International не является образовательной практикой.

«Нужно учитывать, что «компетенции» WorldSkills – это нечто принципиально иное, чем те компетенции, которые заданы в российских ФГОС в качестве результатов среднего профессионального и высшего образования. Введение стандартов WorldSkills в качестве ожидаемых результатов СПО и оценочной основы само по себе не приведёт к «настройке» образовательного процесса на эти новые стандарты», – заявил Сергеев, ссылаясь на интервью генерального директора союза «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Роберта Уразова в ИА «ТАСС».

По результатом выступления и обсуждения доклада бюро Отделения профессионального образования Российской академии образования вынесло Постановление.