РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: Президиум РАО

Роль Академии в исследовании современного детства стала основной темой заседания президиума РАО

В среду, 14 апреля в смешанном режиме с использованием видеоконференцсвязи, состоялось заседание президиума Российской академии образования, в ходе которого члены президиума Академии обсудили роль РАО в исследовании современного детства в России, утвердили регламент и состав членов счетной, редакционной и мандатной комиссий общего собрания членов РАО, запланированного на конец мая.

В торжественной обстановке врио президента РАО академик Эдуард Владимирович Галажинский вручил медаль Кирилла и Мефодия Российской академии образования за значительный вклад в развитие российской словесности, русского языка, литературы и переводоведения академику-секретарю отделения образования и культуры РАО члену-корреспонденту РАО, доктору филологических наук, профессору Николаю Константиновичу Гарбовскому.

Председатель попечительского совета РАО Ольга Юрьевна Васильева рассказала об итогах заседания попечительского совета РАО, которое состоялось 31 марта 2021 года.  

«В ситуации повышенного плюрализма в образовании, мы уходим от самого главного – базовых основ. Поэтому стандарты, принятые вчера на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития системы общего образования, подтверждают, что базовое содержание образования в ближайшее время будет иметь законодательную основу, – рассказала председатель попечительского совета Ольга Юрьевна Васильева. – Вместе мы можем утвердить важную роль Академии как научно-методического эксперта, которой всегда была Академия педагогических наук СССР и Российская академия образования».

На заседании президиума с докладом «Исследования современного детства» выступил академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО академик РАО Сергей Борисович Малых. Он отметил, что в рамках Десятилетия детства до 2027 года РАО реализовывает и планирует провести ряд популяционных и лонгитюдных исследований современного детства, которые помогут решить задачи индивидуализации обучения, развития творческого потенциала, формирования психологического благополучия и коррекции негативных тенденций у детей. Российской академией образования разработан и реализуется проект «Растем с Россией», направленный на изучение индивидуально-психологических особенностей современного ребенка и определение современных возрастных норм психического развития детей как основы для будущей разработки индивидуальных траекторий обучения.

Первый этап проекта стартовал в 2019 году. Учёные проанализировали основные проблемы детской популяции на основе анализа причин обращений к школьным психологам.

«В исследовании участвовали около 70% педагогов-психологов, работающих в системе образования Российской Федерации, а это – 16 854 педагога-психолога, – подчеркнул Сергей Борисович. –  Основное внимание специалистов привлекают обучающиеся с антисоциальным поведением, на второе место выходит психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а на третьем месте – обучающиеся, перенесшие агрессивное поведение со стороны сверстников. Меньше всего психологи затрачивают времени на работу с детьми с повышенной мотивацией к обучению».

Второй этап проекта «Растём с Россией» включал популяционное исследование, в котором приняли участие более 12 тысяч учащихся из 142 общеобразовательных организаций Ленинградской области. Учёные изучали ряд психологических характеристик, таких как чувство числа, рабочую память, пространственные способности, невербальный интеллект, словарный запас, контроль внимания, личностную и математическую тревожность, мотивацию и оценку своих способностей, психологическую устойчивость, эмоциональные и поведенческие проблемы. В ходе опроса школьники ответили, сколько времени они проводят с гаджетами и какие профессии кажутся им более привлекательными. Исследование продолжается в образовательных учреждениях Омской и Тюменской областях. На очереди – Курганская область. По мнению Сергея Борисовича, популяционные исследования должны стать основой для определения современных возрастных норм психического развития ребенка и национальной стандартизации психологических методов диагностики современного ребенка, развивающегося и обучающегося в новой цифровой среде.

«Масштабные популяционные проекты усиливают Академию и систему образования страны на следующем этапе развития, – отметил врио президента РАО академик РАО Эдуард Владимирович Галажинский. – Сегодня отсутствуют системные инструменты по поддержке лонгитюдных исследований, благодаря которым можно создавать индивидуальные траектории обучения и принимать управленческие решения основываясь на данные о развитии разных возрастных групп».

Члены президиума РАО обсудили современные междисциплинарные научные исследования, реализуемые на базе Академии и системные подходы в изучении детской популяции. С сообщением о ходе подготовки к общему собранию членов РАО 27-28 мая 2021 выступил главный ученый секретарь президиума РАО академик РАО Игорь Вячеславович Гайдамашко.