25 октября 2016 г. в Москве состоялась церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Конкурс ежегодно проводится в рамках реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 г.» и служит объединению лучших практик в развитии и внедрении инклюзивных образовательных технологий.
Организатором конкурса выступило Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия образования (РАО), ООО «АСКЕТ».
Конкурс проходил в два этапа: первый этап проводился органами исполнительной власти субъектов РФ. По итогам во втором этапе в конкурсе приняло участие 95 школ из 56 субъектов Российской Федерации, которые представили свои работы по четырем номинациям:
- Лучшая инклюзивная школа.
- Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
- Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию.
- Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе.
В каждой номинации объявлены победитель и лауреаты 1-ой, 2-ой и 3-ей степени.
Победителем в номинации «Лучшая инклюзивная школа» стала средняя общеобразовательная школа № 34 г. Новосибирска, лауреатом 1-ой степени – средняя общеобразовательная школа № 92 г. Воронежа, лауреата 2-ой степени получили школа №1321 «Ковчег» г. Москвы и средняя общеобразовательная школа №27 г. Пензы, лауреата 3-ей степени – начальная общеобразовательная школа ЗАТО Звёздный, Пермский край.
В номинации «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования» победа досталась общеобразовательной школе №3 городского округа города Райчихинска Амурской области. В номинации «Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию» победу одержала средняя общеобразовательная школа «Школа будущего», поселок Б. Исаково, Калининградской области.Победителем в номинации «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе» стала средняя общеобразовательная школа № 84, Томская область,
В этом году в конкурсе впервые была объявлена номинация для молодых людей с инвалидностью «СТРИЖИ»- СТРемление к Инклюзивной ЖИзни».
Лауреатами в номинации «СТРИЖИ» стали Кирилл Дроздков: студент физико-математического факультета РУДН, член детского Совета при уполномоченном по правам ребенка в Москве; Юрий Аристов: выпускник московской школы 1321 «Ковчег», актер и автор «Абхазская операция» и «Мягкий Алексей», поставленных на сценах московских театров; Вероника Филькевич – ученица 11 А класса так же из школы 1321 «Ковчег», член Детского общественного совета Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве.
Церемонию награждения вел Валдис Пельш. Победителей поздравили и вручили им награды Министр образования и науки Российской Федерации Васильева О. Ю., заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Каганов В.Ш., директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Сильянов Е.А., академик и вице-президент Российской академии образования, доктор педагогических наук Малофеев Н.Н., почетный профессор Российской академии образования, доктор психологических наук Ефремова Г.И., директор института дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета им. Герцена (г. Санкт-Петербург) Антропов А.П., Заслуженная артистка России, член Общественной палаты Российской Федерации, председателя Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Диана Гурцкая и председатель Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» Денис Роза.
Также в церемонии приняли участие известные артисты и музыканты. Участников приветствовал художественный руководитель Театра кошек Юрий Куклачев и джазовый дуэт артистов театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой.
Отдельного внимания заслуживают выступления артистов из инклюзивных образовательных организаций: студента музыкального колледжа им. Гершвина и ученика 8-го класса московской школы 1429 Василия Грачева, танцоров на колясках из клуба «Дуэт» Даниила Ширлина и Марии Крыловой, участников студии «Танцующий дом», где вместе со всеми занимаются дети с Синдромом Дауна и дети с аутизмом.
Церемония награждения победителей стала прекрасной возможностью для обмена опытом и установления контактов между учителями, а так же распространения позитивного опыта по внедрению инклюзивного образования в России.